Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада « Будь другом природе»

Конспект занятия по экологии

в старшей группе детского сада

« Будь другом природе».

     Цель: 

Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Образовательная: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Материал: стаканчики, вода, молоко, сок и  мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Воспитатель: Наша планета – это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

 Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет .

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Игра . «Ветер».

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети: нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух?  (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей. )

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)

Каждый стареется,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали  о воде?

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды на не прожить!

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? ( в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка» ? Хотите узнать? (приглашает к себе, стеллит самую широкую и длинную голубую полоску ткани) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так. Чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды.

Но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель: а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1    «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2  «Уводы нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса.

Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.

Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3    «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4   «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента: вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей  планете Земля.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/16/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe-detskogo

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему

МДОУ «Детский садкомбинированного вида №124»КОНСПЕКТОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯПО ЭКОЛОГИИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»Подготовила воспитатель Подсобляева С.К.Саратов

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ВОЗДУХА, ВЫЯСНИТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЯ ДЕТЬМИ НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ, ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ, СЛОВ-СИГНАЛОВ, УЧИТЬ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО НА НИХ РЕАГИРОВАТЬ.

ДАТЬ ДЕТЯМ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯОБ ИСТОЧНИКАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА, О ЗНАЧЕНИИ ЧИСТОГО ВОЗДУХА ДЛЯ НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ, О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПОНЯТИЕ «КИСЛОРОД» И «УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ» И ИСТОЧНИКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

ДОВЕСТИ ДО ПОНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ЧТО ЭТО ТОЛЬКО ЛЮДИ ЗАГРЯЗНЯЮТ ВОЗДУХ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ В ПРИРОДЕ ОН ЧИСТЫЙ. ОТМЕТИТЬ, КАК МЫ, ДЕТИ, УЖЕ МОЖЕМ ПРЕДОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ: РАЗВЕСИТЬ ЗНАКИ, ПЛАКАТЫ, САМИМ СОБЛЮДАТЬ ЭТИ ЗНАКИ-ПРАВИЛА.

ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

МАТЕРИАЛЫ:

  1. ПЫЛЕСОСЫ
  2. ПЛАКАТЫ (РИСУНКИ) И ЗНАКИ
  3. КАРТИНКИ, ФИШКИ (БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ)
  4. МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
  5. МОДЕЛИ: ПАРК, АВТОСТОЯНКА, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
  6. СТАКАН, ШТАНГА С ШАРАМИ
  7. ПРОТИВОГАЗ, ОСВЕЖИТЕЛЬ ВОЗДУХА
  8. МАГНИТОФОН, МИКРОФОН

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы с вами, ребята, снова окунемся в мир природы. Про нее действительно можно говорить бесконечно. Ведь все, что нас окружает -природа . Природа – наш дом, а мы хозяева в нем. Нам просто необходимо все знать о своем доме, заботиться, беречь его следить за чистотой в нем, т.е относиться по хозяйски.

Мы с вами много наблюдали, много говорили о деревьях, овощах, цветах, лесе и т.д., а сегодня хотите узнать, о чем мы будем говорить? Тогда сядьте поудобнее и внимательно слушайте загадку, а отгадка тут же появится здесь, вернее она уже здесь.

Есть невидимка: в дом не торопится,

А вперед людей бежит, торопится

Правильно, ребята. Это воздух

Воздух: Ох-ох. Здравствуйте, дети! Ну вот наконец-то вы меня заметили, обо мне заговорили, а то обычно не замечаете.

Воспитатель: садитесь, пожалуйста. Не обижайтесь мы ведь всегда с вами, мы без Вас просто не смогли бы жить. И мы много о Вас знаем.

Воздух: Ну что например? Интересно бы узнать.

Воспитатель: ребята давайте расскажем, что мы знаем из опытов, проводимых на занятиях. Я вам буду подсказывать, показывая подсказку (показываю детям вспомнить свойства и качества воздуха). Например:

Логическая игра:

  1. стакан – невидимый, прозрачный, бесцветный
  2. яблоко, освежитель воздуха – приятный, ароматный, свежий
  3. мяч – упругий, сжатый
  4. противогаз – ядовитый
  5. штангу с воздушными шарами – легкий

Воздух: Вот теперь я рад, а я думал, вы меня не замечаете и ничего не знаете обо мне.

Воспитатель: Я предлагаю вот такую новую игру, она непростая, но я думаю, вы с ней справитесь, если будете внимательными. Я вам буду говорить разные качества воздуха, а вы будете показывать белую или черную фишки (благоприятные и неблагоприятные) и при этом, если он вредный – пересаживаться и затыкать нос.

Воздух: На самом деле сам по себе я не могу быть ядовитым, едким, грязным. Это некоторые люди делают меня таким, принося тем самым вред не только мне, но и себе, и всей земле.

Воспитатель: Мы знаем, что Вы – добрый и всегда давали бы нам пользу, и не только людям, а всему живому.

Ребята, кому нужен чистый воздух?

Воздух: газ все мы вдыхаем (кислород). А выдыхаем? (углекислый газ). А кто же помогает очищать воздух от углекислого газа? Высказываются дети (деревья: они дают О2,а забирают СО2). МОЛОДЦЫ

Вдруг откуда – то непонятный шум. Ой, ребята, что это такое? (на подоконнике появляется Карлесон – из открытого окна).

Карлесон: Ой – ой – ой, спасите, пожалуйста, меня, самого больного на свете Карлесон ( чихает, кашляет ).

Воспитатель: Быстрее сюда, сейчас дадим тебе лекарство, правда оно горькое, но хорошо лечит (достает пузырек)

Карлесон: Лекарство? Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья? Ну, в крайнем случае, от вкусного торта. А от горького лекарства я совсем заболею, могу даже умереть.

Воспитатель: Ну, хорошо – хорошо, Карлсон, дорогой, мы дадим тебе варенья, только скажи, что с тобой случилось?

Карлесон: Я поэтому здесь и приземлился, услышал, что ваши дети – умные и все знают о воздухе; добрые, думаю, не оставят меня, беднягу – Карлесона, в беде.

Воспитатель: Конечно – конечно. Говори скорей.

Карлесон: Как вы знаете, я живу ….. Ага, на крыше. Там у меня всегда чистый воздух, а от грязного я сразу заболеваю и начинаю чихать и кашлять.

Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы думаете, где у нас в городе грязный воздух? Где очутился наш бедный Карлесон? (дети предполагают)

Карлесон: Вот – вот, я вылетел на прогулку подышать свежим воздухом (а тут на пути вот такие огромные трубы, а из них дым валит)

Я по воздуху летелИ моторчиком гуделВдруг – труба, над нею дым,Оказался я над ним Заблудился я в дымуЧто со мною не поймуДолго кашлял и чихал,Даже видеть перестал.

Здесь вопрос любому ясен:Грязный воздух нам опасенНе летайте над трубой –Вы рискуете собой.

Воспитатель: Спасибо, что ты нас предупредил.

Но как же мы без заводов? Ребята, как вы думаете, смогли бы прожить без заводов и фабрик? (дети рассуждают)

Карлесон: Но на этом мои злоключения не закончились.

Только я оттуда улетел, вдохнул свежего воздуха, как вдруг почувствовал, что мой моторчик забарахлил. Это тоже от грязного ядовитого воздуха, наверное. Пришлось вынужденную посадку делать – и прямо на стоянке машин. Сначала даже обрадовался: думаю, здесь – то мой моторчик быстро починят. И вправду починили; даже денег не взяли.

Говоря: «у Карлесона денег не берем». Любят меня! Но пока я ждал, машины начали туда – сюда ездить, дым, гарь выпускать из выхлопных труб. Тут я чуть не задохнулся! Эти машины – не то, что мой моторчик. Он у меня экологически чистый, воздух не загрязняет.

А вы, ребята, когда-нибудь видели, как машины дым пускают? Это правильно, да? (дети рассуждают)

Воспитатель: да, ребята! Ведь мы не можем прожить ни без автомобилей, ни без заводов.

Карлсон: Фу, я кажется, выздоровел в вашей комнате, вы, наверное, только что ее проветривали? Я даже стихи сочинил, отживел:

Кто от пыли задохнулся Едким дымом поперхнулсяБудет кашлять и хрипетьИ совсем не сможет петьНе поможет ни вареньеНи конфеты, ни печенье!

Воспитатель: значит, Карлесон, лучше летать там, где воздух чище. Для этого нам всем придется подумать, как сохранить воздух чистым.

Карлсон: Поскольку я великий мыслитель и изобретатель, то знаю, что нужно делать. Ко мне пришла просто гениальная мысль. Я видел, как моя фрекен Бок чистила ковры, какой-то страшной машиной, она очень шумит и из дырки воздух валит.

Читайте также:  Конспект комплексного занятия для детей младшей группы доу

Воспитатель: Ребята, как такая машина называется? (пылесос). Что делает пылесос?

Карлсон: Кстати, а у вас есть такая «грязисоска»?

Воспитатель: Пылесос, Карлесон. От слова – сосет пыль. Конечно, есть. Раз она сосет пыль, почему бы ее не поставить на заводе? В трубе! Тогда воздух будет чище. Точка? Несите скорее его сюда!

Рассматриваем устройство пылесоса

Включаем: пусть дети ладошками почувствуют разницу, где воздух всасывается, а где выходит. Получается: пылесос всасывает грязный воздух, с пылью, а выпускает – чистый. Куда же прячется пыль?(обращаем внимание на плотный материал, на нем следы пыли), ткань позволяет воздуху пройти сквозь нее, но пыль обратно не выпускает. Поэтому воздух очищается.

Воспитатель: Ты, Карлесон, конечно, молодец. Но вынуждена тебя огорчить: пылесосы для труб люди уже придумали до тебя. Для предохранения воздуха от загрязнения над трубами фабрик и заводов устанавливают уловители дыма, золы и вредных газов.

Ребята, помните, мы с вами читали книгу, «почемучка»? Как там называют такую машину для очистки воздуха? (дымоловка)

Карлсон: ну вот опять все придумали вперед меня и вы, вроде бы маленькие дети, а все знаете о воздухе лучше меня

Воспитатель: Карлесон, ты не грусти, а лучше набирайся знаний, учись у детей наших. Ведь мы с ними уже давно задумывались об очистке воздуха. Ребята, где бы вы посоветовали сделать посадку в следующий раз? (расставляю модели – парк – лес, железная дорога, автостоянка – дети отвечают – где и почему (деревья: поглощают углекислый газ, а отдают О2, собирают пыль)

Воспитатель: Понял, Карлесон? Это тебе на будущее. Посмотри, ты сам можешь убедиться, смотри, какие радостные, «живые» деревья в парке.

Карлсон: Конечно, понял, я теперь буду дружить с чистым воздухом, и особенно с деревьями – «зелеными пылесосами».

Воспитатель: Карлесон, как ты думаешь, воздух относится к живой или неживой природе? Ребята, Карлесон затрудняется. Помогите ему, пожалуйста, ответить. Дети: «к неживой»! ребята, а давайте поиграем в игру: одна команда выберет из всех этих объектов природы только те, которые относятся к живой природе, а другая – к неживой.

Игра-эстафета «живая и неживая природа»
Карлсон: вот спасибо. Как много я узнал сегодня нового. Я знал, что вы мне поможите. В награду я вам хочу подарить (показывает). Дети: «воздушные шары»

Воспитатель: спасибо. Мы тебя тоже так просто не отпустим. Чтобы ты снова не заболел, не начал чихать и кашлять, мы тебе даем вот этот освежитель воздуха. Это раз. Вот этот противогаз для особо опасных загрязненных мест. Это два. А три – вот эти знаки, чтобы ты всегда помнил о чистоте воздуха и о своем здоровье.

Карлсон: а я не знаю, что это, и для чего?

Дети рассказывают значения знаков для охраны воздуха:

  1. нельзя курить
  2. не жечь костер
  3. не устраивать свалку мусора
  4. не разжигать листья
  5. сажать деревья
  6. поливать весной и летом тротуары и дороги
  7. следить за исправностью машины.

Карлсон: вот спасибо.

Я теперь везде развешу эти знаки, чтобы все люди видели, что воздух загрязнять нельзя и на нашей планете станет чище.

Воспитатель: ребята, мы с вами вырастем, а пока прямо сегодня мы развесим свои плакаты. Сделаем же все для чистоты воздуха, а сейчас давайте обратимся к взрослым, пусть они прислушаются.

Дети читают стихотворения:

УСЛЫШЬТЕ НАС, ВЗРОСЛЫЕ ДЯДИ И ТЕТИ,

УВЕРЕНЫ, ВЫ ВСЕ ЖИВОЕ СПАСЕТЕ

МЫ ГРЯЗНЫЙ ВОЗДУХ НЕ ВЫНОСИМ

И О ЗАЩИТЕ ОЧЕНЬ ПРОСИМ!

Воздух: как вы меня порадовали. Теперь я убедился, что растет достойная смена защитников окружающей среды. Вы – настоящие хозяева нашего общего дома. И я понял, что я – воздух – просто необходим для всей Земли. Спасибо Вам!

Источник: http://publekc.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-ekologii-v-starshej-gruppe-na/index.html

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух – невидимка»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.

Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды).

Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая. Ход занятия:Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится. Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

В: Воздух при нагревании расширяется.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Делают вывод: четвертый секрет воздуха – При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.

) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Упражнения повторяют 4-5 раз

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Игра « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).

Воспитатель: У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

В: Какой шарик тяжелее?

Вывод: Воздух имеет вес.

В: Как вы думаете, что такое ветер?

Д: (???)

В: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?

Д: Бумага изгибается под струей воздуха.

В : Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса

А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

Источник: http://www.slavkrug.org/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshej-gruppe/

Конспект занятия по экологии Путешествие в мир природы

« Путешествие в мир природы »

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе.

МБДОУ №52 Московская область. Сергиево Посадский р-н.

П. Березняки.

Воспитатель: Борисова Римма Ивановна.

Ход занятия:

Люблю, когда цветут сады

И зеленеют травы

Скользят стрекозы у воды

Шумят листвой дубравы.

– Ребята, О чём это стихотворения? (о природе)

Какая бывает природа? ( живая и неживая)

Скажите, что мы относим к неживой природе? (солнце, ветер, снег)

К живой природе? (растения, животные, птицы)

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы, а помогать в путешествии нам будут ваши знания, умения и ваша дружба. Готовы вы отправиться в путь? Как можно путешествовать? (на самолете, пешком, на машине)

Я предлагаю путешествовать на поезде. Вот и вагоны готовы. Сейчас я скажу волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и превращу вас в зверей, птиц, насекомых. Выбирайте, кем вы хотите стать.

Крибли, крабли, бумс….(дети надевают медальоны с изображением животных). Вот теперь можно отправляться в путь А я буду вашим проводником.

Будьте внимательны:

На нашем поезде поедут звери. Как их можно отличить от других живых существ? (4 лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком)

Есть у нас звери? (дети поднимают руки) — в поезд сядут пассажиры, у которых 2ноги, клюв, перья. Кто сядет во 2 вагон? (птицы)Какие птицы у нас есть?

В поезде разместятся насекомые. Какие у них характерные признаки? (шесть лапок, три ярко выраженные части тела)

Еще с нами будут путешествовать земноводные. Кого мы так называем и почему? (они могут жить в воде и на суше).

А теперь прошу занять свои места. (Свистит)

Дети садятся и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку на поезде.

Стоп. Мы прибыли в удивительную страну.

(звучит музыка леса)

Первым из вагонов выйдет тот, кто живет в лесу. (выходят звери, насекомые, птицы). А вас, уважаемые, я попрошу тоже выйти и отправиться всем вместе в путь.

Посмотрите, какой красивый, зимний лес.

Какие деревья можно встретить в лесу? (березу, дуб, клен, рябину…)

Почему лес называют многоэтажным домом? (деревья, кустарники, травы располагаются на разной высоте) Кто и на каком этаже живет? ( вверху-высокие деревья, ниже — кустарники, молодые деревца, еще ниже — травы, мхи, грибы, ягоды)

Зачем вам лес? (все по очереди говорят: белка — я собираю грибы и орехи, медведь — я делаю под деревьями берлогу и т.д.)

Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья (береза, дуб, рябина)

Молодцы. Как можно описать березу. Какая она? (стройная, высокая, белая, нарядная). Что мы можем сказать о дубе? (могучий, большой, высокий) . Зачем люди пилят такие красивые и могучие деревья? (из деревьев строят дома, делают мебель , изготавливают бумагу). Что же нужно делать людям, чтобы деревья не исчезли совсем? (сажать новые, не пилить зря).

Как должны вести себя люди в лесу, чтобы сохранить природу? (не ломать деревья, не разводить костер…)

Скажи, ежик, почему ты пугаешься, когда видишь людей? (люди часто ловят нас, ежей и уносят к себе домой, а мы можем жить только в лесу).

А ты, муравей?

(Муравьи-санитары леса, они защищают деревья от насекомых – вредителей.

Люди иногда разрушают муравейники, и муравьи могут погибнуть, а тогда погибнет и лес..)

А сейчас я возьму свою волшебную палочку — превращалочку:

Чики-чики-чикалочки

Игра-превращалочка.

Вокруг себя повернись

И в деревья превратись.

Представьте себе, что вы – деревья.

Ваши корни вросли глубоко в землю,

Стволы, ветки тянутся к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Пусть деревья станут ребятами, а ребята – животными.

Я слышу журчание ручья (звучит песенка ручья), давайте пройдем к нему

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

И хочу Вам доложить,

Без воды нам не прожить.

Кто из вас живет в воде?

( улитка, лягушка и черепаха)

А кому еще нужна вода? (перечисляют)

Да, всему живому нужна чистая вода.

Какие правила должны соблюдать люди, сохраняя воду? ( не бросать мусор в речку, не мыть машины, не мусорить на берегу, крепко закрывать кран).

Читайте также:  Зощенко. великие путешественники

Как пополняются запасы воды на Земле? (вода испаряется, пар превращается в капли, капли — в дождь, дождь возвращает капли на землю)

Как это называется? (круговорот воды в природе)

Давайте поиграем в путешествие капелек. (звучит музыка, напоминающая дождь)

Я — мама тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.

Под музыку капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. ( берутся за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой.

(ручейки соединяются в одну цепочку ) Плывут капельки в большой реке, а река попала в океан ( дети делают круг) Плавали, плавали капельки в океане, но тут солнышко пригрело. Тали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, веселые вернулись к маме Тучке.

(дети приседают, поднимаются на носки и вытягивают руки вверх, разбегаются и собираются у мамы Тучки)

Наше путешествие продолжается.

(звучит тревожная музыка)

Ой, а это кто?

(появляется Карлсон)

Карлсон — Ой, ой, тише, тише!

Воспитатель — Что с тобой, Карлсон, кого ты испугался?

Карлсон — На меня какая-то железка напала, и из-за нее мой моторчик не работает.

Воспитатель — Давай, я посмотрю.

Карлсон — Нет, не надо. Вдруг она и на вас нападет.

Воспитатель — Наши путешественники смелые и дружные, они всегда готовы прийти на помощь другим.

Сейчас, сейчас мы от нее тебя избавим (снимает магнит). Да это же настоящий магнит.

Карлсон — Магнит? Что это такое? Я знаю ягоды, цветы, дружу с птицами и бабочками, а о магните ничего не слышал.

Воспитатель — правильно, кроме живой природы, нам встречаются и предметы неживой природы. К какой природе относится магнит?

( Магнит мы относим к неживой природе.) А какие объекты неживой природы еще вы можете назвать? (камни, песок, глина).

Карлсон-Какой же он неживой, ведь так мой моторчик зажал. Ох, страшно!

Воспитатель — Нет, магнит совсем не страшный,. Он просто притягивает, примагничивает некоторые предметы.

Карлсон — какие? У меня здесь много разного! (высыпает на стол или раздает детям)

Воспитатель — Давайте посмотрим, что тут набрал Карлсон? Из каких материалов сделаны эти предметы, и притянет ли их магнит? Давайте проверим.

Дети называют предмет и дают ответ, притянет ли их магнит. Можно проверить. (Это колечко из дерева, его магнит не притягивает)

Карлсон — А почему же он ко мне примагнитился?

Воспитатель — Помогите Карлсону разобраться

какой мы сделаем вывод: магнит притягивает металлические предметы

(спросить несколько человек)

Карлсон — Спасибо, вам. Я теперь не боюсь магнита. Вы так много знаете, может, мне еще ответите на один вопрос: говорят, что в природе все нужны друг другу.

А как это, я не пойму.

Вот, например, комары. Такие противные и кусаются больно. Что, и они нужны?

Воспитатель- Уважаемые путешественники. Помогите Карлсону разобраться. Вот ты, лягушка, что скажешь?

Лягушка: Мы, лягушки, живем в водоемах. Все, что нам нужно-чистая вода, да комары с мошками. Если их не будет, то и нам не выжить.

Воспитатель — А ты, клест, с кем в природе связан?

Клест — Мы, клесты, любим жить в еловых лесах, ведь там много шишек, семенами которых мы питаемся. Если не будет елей, то и нам ох как трудно придется .

Стихотворение: Все – все — на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

В — И конечно всему живому нужно солнышко.(прикрепляет изображение солнца)

Свети нам солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется

Дети поют песню.

Карлсон — Вот теперь я понял. Спасибо, вам. Я теперь многое узнал и расскажу своим друзьям . Уважаемые путешественники, я хочу отблагодарить вас, за доброе отношения ко мне и преподнести вам сладкое угощения .

Воспитатель – Большое спасибо!

Воспитатель-

Слышите, поезд сигналит и зовет нас в обратный путь. Садись, Карлсон, с нами на поезд.

Карлсон — Нет, что, вы. У меня моторчик теперь хорошо работает. Ну, я полетел.

До свидания (улетает)

Воспитатель — А нам пора в детский сад.

Вот и закончилось наше путешествие. Выходите из вагонов.

Крабли, крибди, бумс, превратитесь животные в ребят.

Вот вы и опять ребята. Мне очень понравилось, что вы так

хорошо знаете правила поведения в природе, понимаете, как все на свете взаимосвязано. Понимаете, что природу надо не только беречь, но и любить.

А сейчас мы отправляемся в группу.

«Путешествие в мир природы»

Пр.з:- воспитывать экологически грамотное поведение в природе;

-уточнить представления о классификации животных: звери, птицы,

насекомые, земноводные;

-расширить представления детей о лесе и его обитателях. Подвести к пониманию зависимости животных, растений друг от друга;

-закрепить знания о круговороте воды в природе;

-закрепить свойство магнита притягивать металлические предметы;

— расширить представления детей о различных материалах: деревянные

предметы, пластмассовые, металлические;

-развивать речь, расширять словарь;

Словарь: магнит, примагничивает, металл

Оборудование: медальоны животных:

Звери — белка, мышка, еж, медведь;

Насекомые — муравей, жук-короед, божья коровка;

птицы- дятел, синица, клест, снегирь;

земноводные — лягушка, улитка, черепаха;

Магнит, предметы из разных материалов, схемы: «Кому нужна вода», «Кому нужны деревья»

Предварительная работа:

Экскурсии в лес, на водоем, работа с моделями «Лес – многоэтажный дом», «Водоем». Составление пищевых цепочек. Чтение художественной .литературы, занятия –эксперименты по теме «Вода», акции «Елочка — зеленая иголочка», «Берегите воду»

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/konspekt-zaniatiia-po-ekologii-puteshestvie-v-mir-prirody/

Персональный сайт – Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: Знакомьтесь- ёж!

Задача : Познакомить с лесным обитателем –ёжиком.

Цели:

-Расширять представления детей о еже воспитывать познавательный интерес к природе .

-Учить детей составлять описательный рассказ о животном по картинке ,развивать речь через художественное слово.

-Подвести к пониманию того ,что ежа не нужно брать в дом, что ему лучше в лесу.

-Обобщить знания детей о еже .Выявить где он обитает, чем питается как выглядит.

_Учить изображать ежика, развивать воображение ,художественное творчество у детей.

Материал к занятию; картинки с изображением ёжика, игрушка ёжик, цветные карандаши альбомы на каждого ребёнка для рисования.

Ход занятия :

Воспитатель:

-Здравствуйте дети ,сегодня мы поговорим с вами об одном из представителе обитающем в нашем лесу я прочитаю вам небольшой стишок о нем а вы попробуете угадать о ком идет речь?

Этот

Воспитатель: Ну и кто же это ребята?

Дети(отвечают) Это ёжик!

Воспитатель: Правильно угадали. Наверное каждый из вас хотя разок видел ёжика!

(показывает картинки с изображением ёжика)

Посмотрите на этого лесного обитателя .

Ёжики заселяют открытые местности ,равнины ,где трава растет в изобилии ,песчаные места ,а также зеленые парки, ежики селятся рядом с хлебными полями ,рядом с лесом.

Именно поэтому они являются самыми узнаваемвыми жителями планеты. Тело ежика имеет длину от 13 до 27 сантиметров(воспитатель показывает сколько это приблизительно чтобы дети запомнили)

Воспитатель (Задает вопрос детям)А скажите мне пожалуйста в какое время чаще всего можно увидеть ёжика ? Кто знает? (Слушаются ответы детей)

Воспитатель :Днём увидеть ежика очень трудно он спит под кустом или листвой,а вот обед у колючего жителя в основном ночью.

В еде ёжики не привередливы их рационом служат лягушки ,рептилии, маленькие птички и мышки ,также они питаются желудями и ягодками ,а иногда не брезгают и яйцами птичек .

А скажите мне пожалуйста ребята что по вашему мнению является главным спасением для ежика?(Слушаются ответы детей)

Воспитатель :Правильно ребята –иголки!

При встрече с лесным зверем ,будь то волк или куница ,еж подпрыгивает ,чтобы напугать врага и уколоть его! А вот как кое стихотворение о ежах написал Корней Чуковский

(воспитатель зачитывает детям стихотворение К.Чуковского «Ёжики смеются»)

У канавки две козявки

Продают ежам булавки

А ежи –то хохотать

Всё не могут перестать

«Эх вы глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!»

Воспитатель :Ну что ребята понравилось вам стихотворение? Конечно иголочки помогают ежу спастись от врагов ,но не всегда! Дело в том дети что ёжик не очень любит водичку, поэтому днем его враг –лиса ,которая может скатить его в воду ,ведь в воде ежик раскрывается и усиленно плывет к берегу где его уже поджидает хитрая лисичка.

Воспитатель: А знаете ребята в сказках ёжики часто изображаются несущими на иголочках яблочко или гриб? А как вы думаете делает ли ежик запасы на зиму?(слушает ответы детей)

Воспитатель: Это ошибочное представление ежик не делает запасов на зиму .ёжик усиленно питается накапливая жир на зиму ,а зимой он впадает в спячку в своей норке и спит до весны. А часто ли вы брали увидев ежика домой?(воспитатель слушает ответы детей) Сейчас я прочитаю вам одну поучительную историю о мальчике Коли.

Воспитатель читает историю:

Однажды мальчик Коля нашел в лесу ёжика и принёс его домой .Ёжик просидел под кроватью весь день ,а ночью вылез и стал бегать по всей квартире ,топая своими маленькими ножками. Топал и возился он так ,что вся семья не могла ночью спать спокойно. Ну и досталось потом Коле от родителей .

Все дружно требовали ,чтобы Коля отнес ежа обратно в лес .Придя в лес ,мальчик с сожалением отпустил ежика в траву ,тот сильно засопел ,посмотрел на Колю ,как бы прощаясь ,и скрылся .Не будем осуждать мальчика ,ведь он подумал ,что ёжику будет лучше у него дома, На самом деле все не просто так .

Конечно за один день ёжику не стало бы плохо ,но для него родной дом –это лес .А человеческое жильё ему неуютно. Да и прокормить в неволе ежа совсем не просто. Ведь в природе он питается насекомыми и к тому же очень прожорлив. Частенько бывает так: принесут ежа в дом и держат до осени .Кормят как могут .

А потом выпускают обратно в лес и не догадываются ,что выпускают на верную гибель. Дело в том ,что ежу нужно накопить к осени много жира, чтобы потом всю зиму спать ,Съесть столько ,сколько ему нужно он может в природе. Тот ёжик .который провёл лето в неволе, останется худым и долгой зимы не выдержит он может умереть .

Так что лучше никаких диких животных дома держать не нужно . От наших «забот» они чаще всего плохо себя чувствуют и могут даже погибнуть.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? Поучителен он для вас?(слушаются ответы детей)

А теперь давайте возьмём альбомы и карандаши и каждый сможет изобразить ёжика каким он себе его представляет.

Воспитатель :А я пока вы будете рисовать прочитаю вам небольшое стихотворение о ёжике(читает стихотворение А.Гришина )

Физкультминутка: (дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Мы делили апельсин!

Много нас а он один.

Эта долька для ежа

Эта долька для чижа

Эта долька котят

Эта долька для утят

Эта долька для меня

А для волка кожура!

Дети продолжают рисовать под композицию из цикла «Времена года»

Заключительная часть :

Воспитатель (просматривает выполненные работы детей обсуждает работы вместе с детьми )

Итак мы сегодня побывали с вами в лесу и познакомились с одним из его обитателей –ёжиком, узнали как он выглядит, чем питается Теперь мы знаем как нужно обращаться с ёжиком при встрече с ним Надеюсь что мой рассказ помог узнать вам много интересного об этом зверьке.

Итог. Выводы.

Источник: http://kruglolesskoe32.ucoz.ru/index/konspekt_zanjatija_po_ehkologii_v_starshej_gruppe/0-112

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы

ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида

Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по экологии

для детей старшей группы

тема: «Все о воде»

Составила и провела

педагог дополнительного образования по экологии

Васильева Елена Владимировна

Тема: «Все о воде»

Задачи:

  1. Конкретизировать представления о свойствах воды: форма, цвет, запах, вкус, агрегатное состояние воды.
  2. Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов.
  3. Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.

Оборудование:

Глобус, картинки с изображением водоемов, модели : органов чувств, свойств воды, агрегатного состояния воды, горилка, лед, тазы, кружки с водой, сахар, соль, краски, кисточки, емкости различной формы, вода, салфетки.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой детей.
  2. Воспитатель: отгадайте загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять»

– Что у меня в руках?- Какого цвета больше? Что он означает?- Воды на нашей планете, в два раза больше, чем суши.- Какие водоемы вы знаете?- Кому нужна вода? – Как человек использует воду?- Человек всегда выбирал жизнь около воды, особенно на берегах рек. Около какой реки построен наш город?- Воду пьют все на свете. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни конфет, ничего не сделать без воды. Вот такая она важная для жизни. – Вода бывает разной, у нее есть свой характер. Я предлагаю вам картинки, на которых изображены водоемы, подберите слова которые характеризуют характер воды.

3. Воспитатель:

– Скажите, для чего нам нужны глаза, уши, нос, рот, пальчики? Это наши органы чувств, они нам рассказывают о том, что происходит в окружающем мире. И мы, используя наши органы чувств, будем познавать воду, исследовать, мы с вами будем исследователями. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Нам будут помогать модели. – первая модель, что мы узнаем? Чем пахнет вода? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте.- Что вы почувствовали? А теперь закройте глаза руками (в это время подливаю сок лимона)- Чем пахнет вода?- Скажите, какой запах имеет чистая вода? А если в нее добавить сок лимона, какой у нее запах? Давайте выложим с помощью моделей, что мы узнали о запахе воды. – Посмотрите на следующую модель, что на ней нарисовано? Что нам нужно, чтобы узнать вкус? Попробуйте воду.- Какого вкуса чистая вода? Возьмите, высыпите из пакетиков содержимое в воду, перемешайте. Попробуйте воду, что вы можете сказать о вкусе воды?- Давайте с помощью моделей выложить какого вкуса вода. – Следующая модель, что мы узнаем?- Как вы думаете, какую форму имеет вода? Возьмите сосуды и наполните их водой, что вы можете сказать о форме воды? А теперь вылейте воду в пакет. Какую форму имеет вода, давайте выложим модель, что мы узнали о воде. -А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушку. – Где игрушка? Как вы ее увидели? – Что можно сказать о цвете воды?- Возьмите краски и кисти и добавьте в воду. Что можно сейчас сказать про цвет воды? – Давайте с помощью моделей выложим, что мы узнали про цвет. – Последняя модель, что мы будем делать?- что мы узнаем о воде, если ее потрогаем? Расскажите, какая вода?- вода способна прилипать к предметам, смачивать их. В этом мы убеждаемся сейчас. Когда трогаем воду или когда выходим на улицу после дождя, помните, каким мокрым было все вокруг: дома, земля, растения.

Читайте также:  Изучение пдд в доу в соответствии с фгос

4.Воспитатель:

Но это еще не все о воде. Вода в природе можно встретить в трех агрегатных состояниях. Я хочу предложить послушать стихотворение:

«коль зимою прыгнуть с вышки,То набьешь, конечно, шишки.Знать, тверда была вода,То ответишь без труда.Ну, а если прыгнуть в водуВ очень теплую погодуБудешь мокрый ты до нитки – Летом лед бывает жидким.Вот такая чехарда:То здесь лед, а то вода.Зачерпнем воды из речкиИ поставим греть у печке,Пар заполнит весь наш дом,А воды мы не найдем.Вот такая чехарда:То здесь пар, а то вода.И вода, и лед, и пар – Скажет вам и млад, и стар – Это все- таки вода,Ты запомни навсегда.-Кто догадался, что за три агрегатных состояния воды?-Что нужно сделать, чтобы вода была твердой?- Для вас приготовила кусочки льда, возьмите их. Какой лед? Что будет, если мы долго, будем держать в руках?- А что нужно сделать, чтобы вода стала паром?- Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?- Давайте проверим.

Опыт: лед нагревается на горилке, наблюдается, как он становится водой, и затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.

– Кто скажет, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?

5. Воспитатель:

– Обыкновенная вода – которую мы пьем и которой умываемся, которой нет конца – краю, когда смотрим на нее с морского берега, и капля дрожа на утренним листочке, вмещает в себя весь мир – несмотря на свою распространенность, является самым необыкновенным веществом на Земле.- вот представьте, мы с вами гуляем и встречаем только вот такие знаки («грязная вода»). – Что нельзя делать, почему? – Если бы люди знали о воде столько- сколько вы и хоть иногда задумывались о том, что надо беречь воду и не загрязнять воду, потому что в грязной воде не могут жить животные и растения, тогда бы наша «Красная книга» была бы гораздо тоньше.- И я хочу вам предложить нарисовать плакаты в защиту воды.

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни.

– Наше занятие сегодня закончено, мы с вами узнали очень много нового и вы сегодня молодцы и я надеюсь, что вы будете, бережно относится к воде.

ГДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида

Кировского района Санкт – Петербурга.

Конспект занятия по экологии

Для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»

Составила и провела

Педагог дополнительного образования по экологии

Васильева Елена Владимировна

Санкт – Петербург 2008 год

Тема: « Деревья осенью»

Задачи:

  1. Познакомить с понятием: листопад, а также с причиной смена цвета листа.
  2. Закрепить представления о признаках осени живой и неживой природы.
  3. Конкретизировать представления о многообразии группы растений: деревья и умения подбирать лист к дереву.
  4. Развивать речь, умение обобщать и мыслительные процессы.

Оборудование:

Модели: признаков осени, причин смены цвета листа, заготовка листочка – модели, для демонстрации смена цвета листа, картинки с изображением деревьев и к ним листьев, зарисованное стихотворение «Осенние листья», рабочие листы.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой детей.
  2. – Воспитатель:

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки,

Льют дожди, и нет просвета

Затерялось лето где-то,

Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый

Желто-розовый, зеленый.

– про какое время года говорится в этом стихотворении?- Глядя в окно или идя по улице, мы узнаем, что наступила осень, как мы узнаем?- Я для вас приготовила модели, на которых нарисованы признаки разных времен года, в том числе и осени, я предлагаю вам выбрать только признаки относящие к осени.- Какой самый яркий признак?- А почему листья меняют свой цвет?3. Воспитатель:- У меня есть листик, и я хочу рассказать вам про него историю.

– Жил – был листик, внутри него прятались разные цвета: зеленый, красный, желтый, зеленый. Зеленый цвет был удивительный и привередлевый, он любил много света и жил только при света. Как только наступала ночь, зеленый цвет начинал пропадать, но летом день длинный, да еще и днем много света от солнышка, а ночь короткая и поэтому зеленого цвета в листочке летом много.

Поэтому он не давал появляться другим цветам, которые тоже жили в листочке. Но наступила осень, к осени день стал значительно короче, да и солнце все больше прячется за тучами. Значит, света осенью стало… (меньше), а наш зеленый цвет без света жить не может и стал понемножку пропадать, и появились в листике другие цвета.

В нашем листике, какой появился цвет? Осень раскрасила деревья в разные цвета.

4.Воспитатель:– Осень раскрасила деревья в разные цвета, но тут налетел ветер, и листья полетели на землю, что случилось?- Мыс вами учили стихотворение, про листопад, давайте вспомним , а помогут нам знаки.

«Опустел скворечник

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.

– Но, что же такое все лето листочки крепко держались за веточку, а осенью не могут?- Древу листья зимой не нужны, он от них избавляется осенью. Почему же дереву не нужны листья? – В листьях много воды, а морозе вода, что делает?- Если замерзнет лист, то замерзнет и дерево.- Давайте еще представим, листья остались на дереве и выпал снег. Вытянете ручки, ваши ладошки – это листочки, снег ложится, много снега (давлю своими руками на руки детей) и под тяжестью, что случится? – Вот почему дереву не нужны листья, дерево может сломаться или замерзнуть.- Но как же дерево сбрасывает листья?

В листьях все лето накапливались питательные вещества и вода ( модель), синим цветом обозначается вода. А коричневым питательные вещества. Листочек был сильным и крепко держался за веточку.

Наступила осень и дереву необходимо избавиться от листа и пополнить себя водой и питательными веществами. Дерево забирает у листа питательные вещества и воду (модель).

Лист становится слабым и при дуновении ветра падает на землю ( модель)

А теперь вопрос на смекалку:

Осень может быть ветреной или маловетреной, а теперь скажите, в какую осень на деревьях листьев будет больше, а в какую меньше (модели)

– Осенью деревья теряют листочки, давайте поиграем в игру

« Подбери лист к дереву».

-Назовите лист:

Лист то березы – березовый

От клена – кленовый

От дуба – дубовый…

кроме осени у нас есть и другие времена года, и у каждого свой черед, я хочу посмотреть, как вы знаете, какое время года за каким идет. Поставьте цифры в верхнем правом углу по порядку, какое время года за каким идет, первое осень. – на прощанье с осенью я предлагаю вам сделать медали. Выберите себе листочки, которые соответствуют осени , наклейте их на круг.- Вот наши медали готовы. Все молодцы. Занятие закончено.

ГДОУ детский сад № 22 Общеразвивающего вида

Кировского района Санкт – Петербурга.

Конспект занятия по экологии

Для детей старшей группы

Тема: « Все в лесу нужны друг другу»

Составила и провела

педагог дополнительного образовании

по экологии

Васильева Елена Владимировна

Санкт – Петербург 2009 год

Тема: «Все в лесу нужны друг другу»
Задачи:

  1. Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано.
  2. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
  3. Закреплять представления о группах растений и значении растений в жизни живых.
  4. Развивать мыслительные процессы, речь.

Оборудование:

Загадки, картинки с изображением животных и растений, модели: правила поведения в лесу, кроссворд «лес», игра «Все нужны друг другу», мяч.

Ход занятия:

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Воспитатель:

– Ребята, вы любите ходить в гости?- Сегодня мы с вами пойдем в гости, а куда, вы должны догадаться сами. А поможет кроссворд

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Что же за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка, хвост пушистый – краса,

А зовут ее – … (лиса)

– Какое слово получилось в выделенных клетках? Мы с вами совершим прогулку в лес. – В гостях, вы знаете, нужно знать правила. И мы должны правильно вести себя в лесу. А зачем?- На столе лежат модели правил поведения в лесу, возьмите и расскажите, как нужно вести себя в лесу.- А, что такое лес?- У меня на столе лежат картинки, выберите только те картинки, которые должны быть в лесу.- У нас получился настоящий лес. В лесу много растений, какие группы растений существуют? Кому нужны растения? Зачем? – Для вас лес приготовил загадки.

«Лесные загадки»

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

«Чей это дом?»

К загадке первой мы идем…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый трудовой

Охотно дом построил свой…

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не уступают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

«Хвастун – обманщик»

Нам издалека кранная шляпка видна

Лесного обманщика- хвастуна.

Ему к нам в корзину

Попасть не придется, пусть мухам на гибель

В лесу остается.

«Санитар»

А кого в лесу недаром называют санитаром?

О себе загадку нам загадать он хочет сам:-

По деревьям я скачу,

Проверяю их лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

Все личинки, все жуки попадут мне на

Обед, никому пощады нет.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же…

– Посмотрите маленький зайка сидит под кустиком. Вы помните, что когда у зайчихе рождаются зайчата, она их покормит и оставляет. – и вот страшно зайчику ведь он беззащитный и в этот период у него много врагов. Кто может съесть зайчика? – Давайте поможем зайчику поесть, уберем из леса хищников. Жалко его.- и вот поскакал зайка по лесу, смело кушает никто ему не мешает. А вот у зайчихе рождаются зайчата 3-4 раза в год: весной, летом, осенью. И представляете, у каждой зайчихе родились зайчата и ни кто их не съел, все они выжили, выросли и у них 3 раза в год рождаются зайчата, и ни кто их не ест. У каждого дерева и кустика сидят зайцы и едят листочки и объедают кору. Наступит зима и большому количеству зайцев еды не хватит. Они будут умирать от голода, у больных и слабых зайчих какие будут рождаться детеныши?- Как исправить ошибку? – Зачем нужны хищники?Все в природе взаимосвязано, должно быть равновесие. Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя.- Давайте поиграем в игру:

«кто, чем питается»

– На столе разложены карточки, вы должны прочитать, что написано и в соответствии выложить, кто его ест или кого он ест.- Из оставшихся картинок выложите на столе цепь питания.

Все – все

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете.

Нужны все подряд

Кто делает мед,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки,

не лучше делишки,

да, если мы с кем-то не очень дружны

мы все –таки очень друг другу нужны.

5.Воспитатель:– И, на последок, на прощанье с лесом, давайте поиграем в игру: «верите ли вы»- посмотрю, какие вы внимательные.

«Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»

«Верите ли вы, что заяц хищник?»

«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»

«Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»

«Верите ли вы, что растения дают кислород?»

«Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»

«Верите ли вы, что растения дают питание живым?»

6.Воспитатель.

наше занятие подошло к концу. Вы сегодня узнали новое и вспомнили уже знакомое для вас. Молодцы.

1. «Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»

2. «Верите ли вы, что заяц хищник?»

3.«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»

4. «Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»

5.«Верите ли вы, что растения дают кислород?»

6. «Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»

7. «Верите ли вы, что растения дают питание живым?»

Источник: http://100-bal.ru/geografiya/34769/index.html

Ссылка на основную публикацию