Конспект урока литературного чтения по фгос, 2 класс. сказка «лиса и журавль»

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и журавль»

ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;

формировать литературоведческие представления, обеспечивающие

детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать

проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать

свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к  

русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.

ХОД УРОКА.

1. Повторение. Актуализация знаний.

Учитель.

(Под музыку «В гостях у сказки».) 

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

— О каком жанре эта загадка?

 — Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?

Дети. Авторские и народные.

—  Почему сказки называются народными?

(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)

— Как создавались народные сказки? (ответы детей)

Обобщение учителя:

— В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал.

Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё.

Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

— Какого вида сказки мы изучаем?

 Дети. Сказки о животных.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
  2. Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»

Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.

           Сюжет действия строится, как цепочка событий.

           Троекратные повторы встреч.

            Есть песенка.

            Звери имеют прозвища.

            Много ласковых слов.

3. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.

—  Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

(Они очень разные, даже внешне.)

— Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

4. Работа над содержанием сказки.

А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

— Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

(Ответы детей разные.)

Б) Целевая установка.

Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.

В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.

— Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

(Ответы детей)

Обобщение учителя:

Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.

— Что значит покумились?

(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)

— Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

(По-доброму, как принято у русских людей.)

— Прочитайте 4 абзац.

— Что приготовила Лиса? Почему?

(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

— А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?

— А что сделала Лиса?

— Зачем она размазала кашу по тарелке?

( Чтобы гость не обжёгся.)

— Как она угощала гостя?

(Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)

— Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)

— Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

(Тогда, когда начали есть.)

— Прочитайте следующие два предложения.

— Как ел Журавль? (Клевал)

— А как едят другие птицы?

— Знала ли об этом Лиса?

(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

— Как ела Лиса?

— В чём была её оплошность?

(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

— Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

— Как поступает Журавль?

(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

Физкультминутка

— Прочитайте следующий  абзац.

— Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

— Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?

(УМЫШЛЕННО.)

— Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?

(Приготовил.)

— Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?

— Как Журавль угощал Лису?

(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

— Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

— Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?

(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

— Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

-Что значит «взяла досада»?

— Вы удивлены этому?

(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)  

— Но ведь Журавлю тоже  было обидно возвращаться домой голодным.

 Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?

(Лиса не умышленно обидела Журавля: она  его угостить хотела.)

— Но чего не учла?

(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;

во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)

— А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?

(Культурно, искренне, честно.)

— Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

Обобщение учителя:

Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;

намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;

а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.

— Дочитаем сказку до конца.

— Что значит «несолоно хлебавши»?

— В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.

«Как аукнется, так и откликнется».

—  Объясните смысл пословицы.

— Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?

(К каждому из нас.)

— И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.

Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.

5. Обобщение.

— А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.

(Оба персонажа не хороши, неприятны.)

— А что же их объединяет?

(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)

— Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?

(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

— Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)

Обобщение учителя:

Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.

Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.

6. Чтение сказки по ролям.

7. Итог урока.

— Кому эта сказка была известна до урока?

— Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?

8. Домашнее задание.

Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа»  №5,  2005г. с. 39-42,

журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 — 56.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/06/10/urok-literaturnogo-chteniya-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка « Лиса и журавль»

Конспект урока по литературному чтению во 2 Б классе

Русская народная сказка « Лиса и журавль»

(урок – сказка, инсценирование)

Цели:

совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; прививать любовь к устному народному творчеству; воспитывать артистичность.Оборудование: маски лисы и журавля; кувшин; тарелка; аудиозапись русской плясовой песни (по выбору учителя); выставка книг русских народных сказок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Игра«Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища: – Узнайте животных по их прозвищам.

 кумушка, сестричка (лиса);

 бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);

 толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

 норушка (мышка);

 квакушка (лягушка);

побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста(заяц);

 дереза (коза);

II. Постановка целей урока.

– Где их так называют? (В сказках.)

– Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку: книги все толстые. Как вы думаете, почему? (Это сборники русских народных сказок.)

III. Работа над новым материалом.

А теперь давайте заглянем в волшебный мир сказки

1. Инсценирование сказки.

заранее подготовленные учащиеся изображают сценку, как Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости. ( Багирова Карина-за автора)

– Какую сказку вам показали ребята? ЛИСА И ЖУРАВЛЬ ( слайд № )

2. Словарная работа.

На доске записаны слова.

– Объясни, если знаешь, что значат слова: ( слайд № )

Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

3. Чтение сказки

4.Физкультминутка

Проводится под русскую народную песню.

5. Определение темы текста.

А сейчас от каждого ряда к доске выйдет по одному ученику. Они выберут из    группы пословиц те, которые подходят к сказке. Кто быстрее выполнит задание, тот ряд объявляется победителем:        

Друзья познаются в беде.Каков гость, таково и угощение.        На что и звать, коли нечего дать.Каков мастер, такова и работа.Семь раз отмерь, один раз отрежь.Не потчуй меня тем, что я не ем.Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Кто из вас знает о правилах приглашения в гости ?

После ответов детей (постепенно вывешивать правила на доску)( Слайд № )

Приглашать гостей необходимо заранее Указывать или обговаривать точное время и датуПостараться, чтобы в гостях вместе было интересноНе надо приглашать того, кто может огорчить других.

6. Работа в группах

— Ребята, у вас было задание придумать продолжение сказки со счастливым концом, так чтобы наши герои помирились!

Группа №1

За праздничным столом

Однажды у Медведя был день рождения. Он созвал всех зверей и птиц.

Случилось так, что Журавль с Лисой оказались рядом за праздничным столом. Возле Лисы стоял кувшин с лесной ягодой, а возле Журавля — тарелка с мёдом. Никак не получается у них полакомиться этим угощением!

Сидели они, сидели, да и решили извиниться за старое, поменялись угощениями. Наелись досыта, улыбнулись друг другу.

С тех пор дружат Лиса и Журавль.

Группа №2

Друзья

После неудачного обеда Лиса и Журавль долго не разговаривали. Лиса пыталась подружиться с зайчатами и даже с волком, но ничего у нее не вышло. Тогда Лиса наготовила угощений , положила их на тарелку и про Журавля не забыла. Ему положила в красивый кувшин. Отправилась Лиса к Журавлю. Добрый Журавль впустил лису, удивился, что она и о нем позаботилась. Вкусно поели , поговорили и сдружились.

Читайте также:  Конкурсы к 23 февраля для младших школьников

Группа №3

Подарок

Журавлю давно забыл прошлые обиды. Он решил помириться с Лисой. Долго думал , что же приготовить вкусного да так чтоб всем угодить. Ничего не придумал и решил подарить ей просто подарок. Целый вечер он мастерил бусы для Лисы. Пришел к ней в гости и вручил бусы. Лиса обрадовалась, улыбнулась и стали они дружить дальше, про неудачный пир забыли.

Группа №4

Лучшие друзья

Лиса и Журавль очень горевали, что не смогли сохранить дружбу свою. Долго думали ,что ж им сготовить такого, чтоб никого не обидеть и чтобы все вышли из-за стола сытыми. Как-то их сосед Мудрый Филин посоветовал им приготовить угощения каждому себе. И сытыми будите и дружбу не потеряете. Так они и сделали. Дружат они до сих пор и когда встречаются, смеются над былыми обидами.

IV.  Обобщающая беседа.

Учитель: — Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

Ученик: — Положить кашу в глубокую тарелку.

Учитель: — А как журавль должен был угостить лису?

Ученик: — Налить окрошку в глубокую тарелку.

Учитель: — Так почему распалась дружба лисы с журавлём?

Ученик: — Не умеют дружить.

Учитель: — Чему учит сказка?

Ученик: — Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

V.Домашнее задание:

читать (с. 45–47); выполнить задания 3, 4 (с. 47).

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-juravl.html

Урок литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Цели урока:

образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;

воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

Оборудование:

Текст сказки с заданием и пословицей, напечатанный на отдельном листе для каждого ребёнка (см. Приложение 1).

Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. Приложение 3).

“Смайлики” для каждого ребёнка (см. Приложение 5).

Ход урока

Презентация

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна и сегодня урок чтения проведу у вас я.

Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования и совершать открытия, будем историками, мультипликаторами, звукорежиссерами, литераторами.

1. Подготовка к восприятию произведения.

— Сегодня наш урок посвящён произведению, которое, наверняка, вам хорошо знакомо. Это сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 1)

— Ребята, это авторская или народная сказка? (Народная.)

— Посмотрите на заголовок сказки. Почему же тогда под ним написано: “В обработке К.Ушинского”? (Ответы детей.)

— Вы встречались уже с произведениями Ушинского?

(Слайд 2)

— Что вы можете рассказать о нём? (Ответы детей.)

— Константин Дмитриевич Ушинский был не писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для созданных им почти 150 лет назад учебных книг “Детский мир” и “Родное слово” Ушинский подбирал прекрасные народные сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также разнообразные авторские произведения.

— Одним из произведений, вошедших в книгу “Родное слово”, и является сказка “Лиса и Журавль”.

2. Чтение произведения.

— Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)

— Какие слова вы подчеркнули? (Ответы детей.)

(Слайд 4) – Словарная работа, разбор каждого слова.

— (Слайд 5) Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка

К солнцу тянутся ромашки,

Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Если ты устал в пути,

К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

А теперь, давай, дружок,

Посмотри на потолок.

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

— А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

— Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 3)

— Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

— Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)

— Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)

Физминутка для глаз

— Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

— Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

— Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

— Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?

— Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

— Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

3. Анализ произведения.

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

— Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) … Нехорошая Лиса обидела хорошего Журавля и он ей отплатил?

— Так? Или не так? (Предположения детей.)

— Давайте разберёмся.

-Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая, хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так где же, в чём, когда допустила Лиса промашку? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

— Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

— Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.)

— Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

— Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

— Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

— А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

— Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шило в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

4. Итог урока. Рефлексия.

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)

— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик.

— Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

— Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Я сделаю так же.

— Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)

— А я выбрала такую карточку. (Учитель показывает карточку хорошего настроения.)

— Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.

— Наш урок закончен. Спасибо.

Список литературы

Климанова Л.Ф. «Родная речь». Издательство. «Просвещение», 2004 г.

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «Вако», 2006 г.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-literaturnogo-chteniya-vo-klasse-russkaya-narodnaya-skazka-.html

Открытый урок по чтению «Русская народная сказка «Лиса и журавль». 2класс

Открытый урок по чтению  «Русская народная сказка «Лиса и журавль». 2класс.

Цели:

продолжить  знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; развивать память, связную речь,  умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

-искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, 

— определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью,используя алгоритм;

Читайте также:  Поделки на новый год своими руками

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 —  использовать речевые средства для представления результата деятельности:

– умения ответить на поставленный вопрос; – объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях; – словесное иллюстрирование прочитанного;

– составление краткого отзыва о прочитанном;

Оборудование: мультимедио, тряпичная кукла Бабушка- сказочница.

1.Оргмомент.

2.Вступительная беседа.

«Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” Эти слова только услышишь — сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

Сказки бывают разные.

— На какие группы делятся сказки?

-Ученики отвечают . ( народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые.)

-Какую сказку изучали на прошлом уроке? ( «Лиса и тетерев»)

-Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

-Часто ли вы ходите к ним в гости?

— А вы сами любите принимать гостей?

Сегодня мы побываем в гостях.

Бабушка — сказочница  приглашает нас в другую русскую народную сказку.

А героев сказки нужно угадать в загадке.

Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)

( показ слайда №1)

— Учитель: Журавли  живут в различных уголках планеты. 

Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

. Опишите ее. ( слайд №2)

— Какие сказки, о лисе вы знаете?

— Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

3. Речевая и дыхательная разминка

-Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

«Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.

4. Чтение произведения.

— Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. ( слайд № 3)

5.Физминутка.

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

     Движения выполняются соответственно тексту.                                                                                  

                                                      В кулачок все пальцы сжала,

                                                      Растирать все лапки стала –

                                                      Ручки, ножки и бока.

                                                      Вот какая красота!

  6.  Анализ произведения.          

— Почему лиса пригласила журавля к себе? ( они подружились)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

—   Правильно, ли поступила лиса?

—  Что происходит дальше? ( когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)

—  А как повёл себя журавль? ( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

— Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил   её в кувшин с узким горлышком)

— Как вы думаете,  почему он так сделал?( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)

-Можно ли предположить, что лиса не учла:  если приглашать  к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься  им.

7. Вторичное чтение сказки.

-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.  

В чем он оказался неправ?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

-Что оно значит?

Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))

 -Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

Бабушка – сказочница. -Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

Игра: ( дети читают пословицу, если пословица подходит к нашей сказке — хлопните в ладоши)

*Гостю щи не жалей, а по больше лей.

За добро добром платят.

*Умей в гости звать, умей и угощать.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Хороший гость дому радость.

*На языке – медок, а на уме — ледок.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Что для этого надо делать?

— Ребята, вы прекрасно работали.

— Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

— Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек.  

— Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.(Дети поднимают карточки.) Спасибо за урок!

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/4986-otkrytyy-urok-po-chteniyu-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-zhuravl-2klass.html

Урок литературного чтения по теме «Русские народные сказки. Лиса и журавль»

Целевые установки урока (планируемые результаты)

• Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов.

Планируемые личностные умения:

Проявлять:

позитивное отношение к чтению народных сказок;

желание создать (написать) народную сказку;

-умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемые предметные результаты:

. Овладевать навыком смыслового чтения.

. Работать с содержанием текста сказки: описывать характер героя; подбирать пословицы по смыслу сказки; выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки.

. Оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.

. Читать и инсценировать сказку по ролям.

. Уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

. Отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

. Уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Планируемые метапредметные результаты :

Познавательные умения:

— искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.

-определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

— анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью,используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

— формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности:

— умения ответить на поставленный вопрос;- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

— словесное иллюстрирование прочитанного;

Оборудование: учебник, иллюстрации.

Ход урока.

I. Подготовительная работа.

1. Отгадайте загадки:

а) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

Учитель : Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?

— Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?

— Могут ли они встретиться вместе в природе?

Учитель: В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

— Как называется жанр? (Сказка)

— Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.(«Кот, Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк» «Хитрая Лиса»).

— Опишите характер лисички в разных народных сказках.

(Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

— С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях? ( С волком, медведем, зайцем, петухом.)

— Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.

II. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

1. Проблемно-диалогическая работа с текстом

— Чем понравилась вам сказка?

— Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.

-Что показалось забавным?

— Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

— Чем нравится вам конец сказки? ( Провокация — «ловушка»)

— Как можно помирить героев? (Творческое дополнение сказки другими событиями, героями и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)

2. Словарная работа.

Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам: “вздумала”, “дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”?

Определить значение этих слов, используя толковый словарь учебника.

Как сказать иначе : “взяла лису досада”, “как аукнулось, так и откликнулось”, “с тех пор и дружба врозь”.

— Какие слова сказки мы слышали как пословицы?

3. Работа с текстом.

а) Найди в тексте близкие по значению слова:

-“познакомились”

— “положила в тарелку каши”

-“стала ходить вокруг кувшина с окрошкой”

— “пошла домой голодная”

б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках.

в) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.

г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.

-В чем он оказался неправ?

д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.

— Как она могла не допустить ссоры с журавлем?

е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

— Что оно значит?

— Какие другие слова близки по смыслу?

— Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?

ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми?

-Когда, в какой ситуации так можно нам сказать?

з) Перечислите героев произведения. Определите их характер.

Лиса Хитрый

Журавль Умный

Коварный

Злой

Весёлый

Установите соответствия. Свой ответ аргументируйте.

и) Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.

— Как к ним относится автор?

— Как вы относитесь к поступкам героев?

4. Работа по иллюстративному материалу. ( Приложение )

-Можно ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер лисы? Обоснуйте своё мнение.

-Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации?

-Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?

-Как сказано об этом в тексте?

-Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки.

5. Физминутка.

-Представьте себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой, мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители» аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось.)

-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы дома.

Читайте также:  Рассказы о зиме для школьников. ёлка

-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы в гостях.

-Изобразите лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств.)

6. Групповая работа. ( Приложение )

Встаньте, повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека

а) Распределение и чтение сказки по ролям в группах (парах).

— Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.

— Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)

— Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.

— Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию?

— Что нужно изменить при чтении?

— Какую мимику и жесты использовать?

— Должна ли лиса стоять на месте?

— Или она все время должна быть в движении?

— Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

— Есть ли похожие интонации в речи журавля и лисы?

— Одинаковые ли будут жесты у журавля и лисы?

— Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.

— Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию?

— Что нужно изменить при чтении?

— Какую мимику и жесты использовали?

— Должен ли журавль стоять на месте?

— Или он всё время должен быть в движении?

— Кто ещё будет участвовать в спектакле?

— Как должен читать свои слова автор?

— Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

б) По желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.

в) Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

— Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

7. Итог урока. Рефлексия.

— Определите главную мысль сказки (чему она учит).

— Какой мудрый совет дает нам сказка?

— Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

Какие пословицы могли бы стать моралью сказки: ( пословицы записаны на доске и читаются хором)

  1. Дружба заботой да подмогой крепка.

  2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

  3. Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

— Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

— Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

— Чье групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?

8. Домашнее задание по выбору. Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко пересказать прочитанное.

Самоанализ урока

Данный урок является уроком раздела « Мир народной сказки ». Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «Мир народной сказки». Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Эта тема очень легко воспринимается моими учениками. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.

Учащиеся моего класса имеют высокий уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

Планируемые личностные умения:

Проявлять:

— позитивное отношение к чтению народных сказок;

-умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Познавательные умения:

— искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.

-определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

— анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью,используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

— формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности:

— умения ответить на поставленный вопрос;- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

— словесное иллюстрирование прочитанного.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала.

На мой взгляд, такие условия были созданына проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урокаиндивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, иллюстрацией способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы обучающихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации. Активно использовался на уроке учебник.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала физминутку, демонстрационный материал, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «Мир народной сказки».

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке проведена физминутка.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

12

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-literaturnogo-chteniia-po-teme-russkie-narodn.html

Урок Чтение. Тема: Лиса и журавль. (Русская сказка)

З класс

Урок 1. Чтение.

Тема: Лиса и журавль. (Русская сказка)

Цель: Развитие техники чтения.

Задачи:

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль. Закреплять навык чтения целыми словами, выразительно.Коррекция устной речи через обогащение словаря и чтение по ролям.Воспитание мотивации к учению.

Оборудование:

таблицы слогов, слов, иллюстрации к сказке, картинки с изображением лисы и журавля, трудные слова.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель: Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.

II.Речевая разминка.

а) Упражнения для губ, языка

Учитель: — Начинаем урок чтения с речевой разминки. Упражнения для губ, языка.

«Улыбка»:Доброе утро и солнцу, и птицам:Доброе утро улыбчивым лицам!

Учитель: — Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

«Лопаточка» Язык лопаткой положи.И спокойно подержи.Язык надо расслаблятьИ под счёт его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать.

«Язычок-силач»Язычок у нас силач –

В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается«Качели» На качелях я качаюсь:Вверх-вниз, вверх-вниз,Я до крыши поднимаюсь,А потом спускаюсь вниз.«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаемИ заборчик получаем…А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы.

б) Чистоговорка

Учитель: — Четко проговорим чистоговорку.

Ок – ок – ок – продолжается урок!

Учащиеся: — Ок – ок – ок – продолжается урок!

III.Чтение-пятиминутка

а) Чтение слогов столбиками

Учитель: — Читаем первый столбик, затем второй.

Учащиеся: —

М А Е И У Ы СТ А Е И У Ы Н __________ СП ___________В __________ СК ___________Б __________ СВ ___________б) Чтение слов блоками

Учитель: — Сейчас прочитаем слова сначала по слогам, затем целыми словами. Эти слова из словарика по русскому языку.

Учащиеся: город арбуз

овощи газета огород завододежда картина

IV. Введение в тему.

Учитель: — Жили – были старик и старуха…

Любишь ты сказки?Так слушай, молчи.Добрая сказка, тёплая,Только, что из печи.Добрую сказку помню с детства.Хочу, чтобы сказку послушал и ты,Чтобы подкралась к самому сердцуИ заронила зерно доброты.

Учитель: — Сегодня на уроке мы будем читать сказку, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.

Рыжая плутовкаОбманывает ловко.Её боится мышкаИ зайка шалунишка.Хоть сама в лесу живёт,Из деревни кур крадёт.

Ученик: — Лиса

(Показ картинки лисы)

Учитель: — Следующая загадка

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,А затылок голый, красный,Бродит по болотам грязным,Ловит в них лягушек,Бестолковых попрыгушек.

Ученик: — Журавль

(Показ картинки журавля)

V. Изучение нового материала.

а) Сообщение темы урока.

Учитель: — Тема урока: русская народная сказка «Лиса и журавль»

б) Чтение сказки учителем.

Учитель: — Послушайте сказку и ответьте на вопрос: Почему распалась дружба лисы с журавлём?

(Чтение учителем сказки)

Учитель: — Почему распалась дружба лисы с журавлём?

Ученик: — Потому что лиса пожалела для журавля каши, и журавль ответил ей тем же.

Учитель: — Как вы объясните поведение журавля?

Ученик: — Он отомстил лисе, сделал так же, как и лиса ему.

VI. Физическая минутка

Мы шагаем друг за другомЛесом и зелёным лугом.(Ходьба на месте)Крылья пёстрые мелькают,В поле бабочки летают.(Взмахи руками)Раз, два, три, четыре,Полетели, закружились.(Лёгкий бег, дети машут руками, кружатся)

в) Работа над выражениями.

Учитель: — Как вы понимаете выражение:

«Званый пир»«Не обессудь»«Больше потчевать нечем»«Пошла домой несолоно хлебавши»(Дети высказывают, как они понимают выражения, учитель дополняет и поправляет)

г) Чтение сказки учащимися самостоятельно.

Учитель: — Читаем сказку и отмечаем слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.

(Чтение текста учащимися самостоятельно) Индивидуально IV группа

д) Подготовка к чтению по ролям.

Учитель: — Посмотрите на доске слова лисы и слова журавля. Прочитайте их.

На доске:

Лиса:(приглашает в гости) — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

(угощает) – Покушай, мой голубчик-куманёк! Сама стряпала.

(сожалеет) – Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

Журавль:(благодарит и приглашает) – Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

(угощает) – Кушай, кумушка!

(сожалеет) – Ну, не обессудь, кума! Больше

угощать нечем!

Учитель: — Каким голосом нужно читать слова лисы?

Ученик: — Хитрым голосочком

Учитель: — А журавля?

Ученик: — Приветливо.

(Дети читают с доски, выделяют голосом слова лисы и журавля в разных ситуациях)

е) Чтение по ролям

Учитель: (Распределяет роли)

Автор — …Лиса — …Журавль — …(Чтение сказки учащимися по ролям)

Учитель: — Молодцы. Хорошо прочитали.

VII. Итог урока

а) Пословица

Учитель: — Объясни смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»

Ученик: — Как ты примешь гостя, так и тебя примут. Если ты будешь относиться хорошо к людям, то и они также хорошо будут относиться к тебе.

б) Обобщающая беседа.

Учитель: — Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

Ученик: — Положить кашу в глубокую тарелку.

Учитель: — А как журавль должен был угостить лису?

Ученик: — Налить окрошку в глубокую тарелку.

Учитель: — Так почему распалась дружба лисы с журавлём?

Ученик: — Не умеют дружить.

Учитель: — Чему учит сказка?

Ученик: — Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

Учитель: — Есть поговорка «За добро добром платят», так будем всегда добрыми.

в) Оценки за урок. Домашнее задание.

Учитель: — На «5» работали …

«4» получили … и т.д.

Учитель: — Домашнее задание: читать сказку «Лиса и журавль» по ролям.

Составитель: учитель II категории Седельникова А.М.

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-4030.html

Ссылка на основную публикацию