Конспект урока литературного чтения, 4 класс. крылов басня «ворона и лисица»

Конспект урока по литературному чтению на тему И.А. Крылов Басня “Ворона и лисица” УМК Школа России 3 класс

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Крылов Басня «Ворона и Лисица»

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.

Задачи:

1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни.

2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор.

3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.

Ход урока

I. Организационный момент

Отдых наш кончается,Работа начинается.Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

II. Речевая разминка

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,

затем – быстро.

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

III. Повторение ранее изученного материала

IV. Постановка темы и цели урока

  • В каком жанре писал И.А. Крылов?
  • Что такое басня?
  • Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя «Ворона и Лисица»

V. Работа по теме урока

1) Работа с иллюстрацией.

  • Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)
  • Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)
  • Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).
  • Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)
  • Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)
  • Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).
  • Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).
  • На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.

(Чтение произведения учителем)

2) Восприятие прослушанной басни

Что больше понравилось и запомнилось при моём чтении басни?

О чём эта басня? (Лиса хотела отнять кусок сыра у Вороны)

Ей это удалось?

Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?

3) Чтение басни детьми.

Какие слова в басне были непонятны? (объяснение учителем слов, непонятных для детей)

4) Подготовительная работа перед чтением детьми басни вслух.

Какова Лиса в изображении Крылова? (Хитрая, умная, лукавая, плутовка ).

Как она действует? (На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону)

Как будем читать эти строки? (Медленно, вкрадчиво).

Как надо читать разговор Лисы и Вороны?

В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны?

Для чего Лиса это делает? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).

5) Чтение басни детьми вслух.

  • Что послал Бог Вороне?
  • Какой по размеру был сыр?( небольшой)
  • Этот сыр дорог для вороны? Почему?(Вороне не часто приходится лакомится сыром).
  • Какой можем сделать вывод? (Сыр для вороны очень дорог).
  • Как ворона залезла на дерево? ( «На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж, собралась»
  • Как вы понимаете слово «взгромоздясь»? (Уселась, приземлилась, примостилась. Ворона большая и неуклюжая).
  • В какое время суток происходило действие? (Утро)
  • Почему? («Позавтракать совсем уж было собралась»)
  • Что произошло, когда она взгромоздилась? («Призадумалась»).
  • Может Ворона о чём-то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек)
  • Как вы понимаете слова «на ту беду» ( Лиса – хитрый зверь. Автор как бы предупреждает).
  • Как понять слово «Близёхонько»? (Очень рядом).
  • Что заставило Лису остановиться? (Сырный дух).
  • Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).
  • Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).
  • В начале автор рассказывает о том, что Лиса просто бежала по лесу, но вот она почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

( «На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша»)

  • Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).
  • «Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).
  • «Глаз не сводит»? (Внимательно следит)
  • «Говорит сладко, чуть дыша»? (Медленно, ласково, нежно).
  • «Голубушка». Кого так называют? (Близкого, любимого).
  • Для чего всё она это делает? ( Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).
  • На самом ли деле Ворона так хороша? (нет)
  • Для чего Лиса говорит неправду? (Хочет, чтобы Ворона поверила ей, а после заполучить сыр).
  • Как Лиса располагает к себе Ворону, какими словами она льстит ей?

(« Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!»)

  • В какой форме употреблены существительные? (в ласкательной форме)
  • Как можно было бы сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья, нос).
  • Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).

Что Лиса говорит о голосе Вороны? ( « И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»)

  • Голос «ангельский»? (Приятный)
  • На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).
  • «Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).
  • «Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).
  • «Спёрло»? (Перехватило дыхание).
  • Какой цели добивалась Лиса?  (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).
  • Добилась Лиса своей цели? (Да).
  • Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).
  • Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость).
  • А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).
  • Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам). Чтение морали.
  • Как понимаете смысл этой фразы? (Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого).

VI. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6) Работа над выразительным чтением басни.

  • Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

7) Выразительное чтение басни детьми

1) про себя        

2) чтение всей басни вслух

VII. Итог урока

  • Над чем работали на уроке?
  • Какова тема этого произведения?
  • Чему учит эта басня?

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Выучить басню

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-ia-krilov-basnya-vorona-i-lisica-umk-shkola-rossii-klass-2791.html

Урок литературного чтения в 4 классе “И.А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица””

Цели:

  • познакомить учащихся с основными фактами из жизни И.А.Крылова, проанализировать басню, рассмотреть особенности её композиции, выделить мораль;
  • развивать навыки анализа художественного произведения, мышление, речь учащихся;
  • воспитывать умение распознавать лесть и отрицательное отношение к ней.

Работа по группам:

1 группа – рассказ об авторе басни с использованием дополнительной литературы; материалов, найденных дома 

2 группа – подготовка ответов на вопросы об особенностях жанра басни:

-Какое художественное произведение называется басней?

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

-Кто является её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

-Что такое мораль басни?

В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

3 группа – найти значение непонятных слов (используются толковые словари):

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстных побуждений.

Льстец – льстивый человек.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое

4 группа – подготовить выставку рисунков по материалам прочитанных басен.

Викторина по материалу прочитанных басен (приложение №3 – у автора)

1.Кому из героев басен И. А. Крылова принадлежат данные вещи:

Очки, зеркало, ноты. («Мартышка и очки», «Квартет»)

2. -Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)

-Куда попал волк «ночью, думая залезть в овчарню»? (на псарню)

-Кто «слушает да ест»? (Васька)

3.-Найди свою пару. Прослушав начало крылатого выражения, учащиеся должны быстро отыскать продолжение.

-Оглянуться не успела — Как зима катит в глаза

-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье—А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь

-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха—За то, что хвалит он кукушку. (Записать на доске)

  1. Прослушивание записи басни.(использование фонохрестоматии)
  2. Уточнение структуры и композиции басни.

На доске

  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка

– На сколько частей можно разделить данную басню?

Учащиеся делят басню, обосновывая деление. (Три части)

Работа по группам.

4. Анализ содержания басни.

– Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия? Прочитайте.

– Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

-Прочитайте развязку действия.

-Что же является основным стержнем в развитии действия? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

-Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

– Почему Лисица так хвалит Ворону?

-Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова?

-Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это несоответствие. (На ель Ворона взгромоздясь и т.п.)

– Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?

-Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть.)

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть. Лисица умела льстить.)

– Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью)

– Кого осуждает И.А. Крылова в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)

-Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько раз твердили миру? (Много раз повторяли людям одно и то же)

-Замените другими словами выражение лесть гнусна. (незаслуженная похвала отвратительна)

– «Но только всё не впрок». А как можно сказать иначе? (всё не на пользу)

-Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Льстивый человек сумеет привлечь другого человека на свою сторону.)

-Передайте смысл первых четырёх строк своими словами.

-А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена чётко, образно. В первых четырёх строках автор выразил самое главное.)

– Прочитаем всю басню в лицах.

– Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

Какова же мораль данной басни?

Рассматривание иллюстраций.

Выучить басню наизусть или составить рассказ из жизни, напоминающий сюжет басни.

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov_dlja_nachalnoj_shkoly/chtenie/urok_literaturnogo_chtenija_v_4_klasse_quot_i_a_krylov_basnja_quot_vorona_i_lisica_quot_quot/46-1-0-1783

Разработка урока – Басня И.А. Крылова “Ворона и Лисица”

Методическая разработка урока басни Крылова по литературе.

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!” Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:

Читайте также:  Конспект занятия во 2 младшей группе к 8 марта

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Прослушать аудиозапись —  басня “Ворона и Лисица”:

Скачать аудиозапись — Басня «Ворона и Лисица» — .mp3, 640 кб. Скачать презентацию к уроку — Басня Крылова «Ворона и Лисица» — .ppt, 727 кб. Скачать урок — Басня Крылова «Ворона и Лисица» — .doc, 82.5 кб.

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин – Москва, «Русское слово», 2010 г.

Название раздела, темы: Русская басня.

Тема урока: И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.

Цели урока:

1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.

2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся

3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.

Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с текстом басни, карточки- информаторы

Планируемые результаты:

познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи:

Ресурсы сети Интернет:

  1. Литературные имена (http://www.library.ru)
  2. Сайт жизни и творчества И.А.Крылова (http://forum.template-cms.ru)
  3. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)

Ход урока.

Этапы урокаФормируемые УУДДеятельность учителяДеятельность учащихсяВремя
Организация начала занятия личностные: внимание, уважение к сверстникам;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: мобилизация сил и энергии. Психологический настрой детей на урок.Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»  Самоопределение  1 мин
Мотивация к учебной деятельности личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Источник: http://schesna.ru/metodicheskaya-kopilka/razrabotka-urokov/r-literatura/basnya-i-a-krylova-vorona-i-lisica

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица».

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Задачи:- учить понимать мораль, язык басни

– отрабатывать навыки выразительного чтения

– воспитывать высокие моральные качества

Оборудование: проектор (презентация).

Ход урока.

1.Организационный момент.

Уч-ль: Урок начнём словами:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

Сегодня вы будете выступать в роли читателя и слушателя. Вспомним правила читателя и слушателя. (читатель – читать громко, выразительно, правильно;

слушатель – слушать внимательно, уважать товарищей)

2.Повторение пройденного.

-Творчество какого писателя мы изучаем?

-К какому жанру относится его произведение? (басня)

Уч-ль: Для повторения давайте составим карту жанра. Работаем с сигнальными карточками. Упражнение «Согласен- не согласен»

Уч-ль: -С какой басней познакомились вчера на уроке?

-Давайте сделаем короткий обзор басни по карте. (выясняются главные герои басни «Зеркало и обезьяна», цель этой басни и мораль)

-Какую пословицу использовал Крылов в басне? ( Чем кумушек считать……..)

-Какую пословицу мы подобрали к басне? (Других не суди, на себя посмотри»)

Уч-ль: Прочитай эту пословицу так, как должен её прочитать медведь, бабушка, учитель, диктор.

-Какое домашнее задание задано? (выразительное чтение по ролям)

Оценка товарищей.

3.Проверка домашнего задания.

3.а) Логическое упражнение. (2 Слайд.)

Учитель. Прочитайте логическое упражнение:

«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша? (Вера-«Мартышка и очки», Даша –«Ворона и лисица»)

-Какую басню мы с вами не читали?

Слайд 3.

Сегодня тема урока басня Крылова «Ворона и лисица».

-Давайте определим, чему мы должны научиться на уроке? (познакомиться с новой басней, уметь находить мораль и понимать её, научиться читать выразительно)

Слайд 4.

Уч-ль: Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки (недостатки) пощипать».

Мы знаем, что писатель в басне высмеивает разные отрицательные черты характера человека.

Слайд 5.

Выбери те качества, которые высмеивает баснописец и которые одобряет.

(ложь, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, лесть………)

Уч-ль: Чтобы понять, что это слово обозначает, давайте обратимся к словарю.

ЛЕСТЬ – угодное восхваление, т.е. кого – то хвалят, чтобы угодить.

-Это хорошо или плохо? Наши мнения разошлись.

Уч-ль: Мы пока не знаем ответ на вопрос. Поскольку это слово нам встретится, давайте с ним поработаем. Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к этому слову.

Слайд 6.

Однокоренное существительное: (тот кто говорит лесть?) льстец.

Однокоренное прилагательное: слова (какие?) льстивые.

Однокоренной глагол: (что делать?) льстить.

-Из названия басни можно определить, кто главные герои?

Слайд 7.

4.Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)

-Что вам известно о вороне?

-Какое у неё оперение?

-Это привлекательная птица, или есть более красивые?

-Как поёт ворона? (кричит)

Слайд 8.

5.Беседа о лисе. (показать иллюстрацию)

-Что знаем о лисе?

-Что знаем о её поведении?

Уч-ль: Давайте сделаем предположение.

-Кто из этих героев может быть льстецом?

Что бы проверить предположение, давайте послушаем басню.

6.Чтение басни учителем.

-Понравилась басня? Что именно?

-Какая история приключилась с вороной?

-Почему ворона осталась ни с чем?

-Кто же в этой басне оказался льстецом? Значит ЛЕСТЬ – это хорошее качество или плохое?

7. Словарная работа. Слайд 9.

Уч-ль: Перед самостоятельном чтением давайте разберём смысл трудных слов и выражений.

ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.

ЗОБ – расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

ГНУСНЫЙ – внушающий отвращение.

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – забраться с трудом на что – либо.

НЕ ВПРОК – бесполезно.

ПЛУТОВКА – обманщица, хитрая.

БОГ ПОСЛАЛ – случайно добытая.

ВЕЩУНЬИНА – предсказательница.

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК – нежный.

Слайд 10. (о правилах чтения)

8.Чтение басни детьми.( жужжащее чтение самостоятельно)

9.Чтение вслух.

10.Работа над текстом.

Слайды 11 – 14.

-Давайте нарисуем картинный план.

-Какие картины увидели?

1.Ворона нашла сыр;

2.Появление лисы;

3.Обращение лисы;

4.Сыр выпал – с ним была плутовка такова;

1 картина. «Ворона нашла сыр». (Слайд 11)

-Какое выражение употребил Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась случайно?

-Как ворона села на дерево? (взгромоздясь) Почему автор использовал именно это слово?

-Проследить по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия вороны? (взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула)

-Какой вы себе представляете ворону? (неуклюжей, глупой)

-Какие звуки подобраны для вороны?

2 картина. «Появление лисы». (Слайд 12)

-Как оказалась около дерева лиса?

-Как ведёт себя лиса, увидев ворону? (плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит)

3 картина. «Обращение лисы». (Слайд 13)

-Как лиса называла ворону?

-Что лиса хвалила у вороны и как?

-Как правильно нужно читать хвалебные речи лисы? (нежно, ласково, с хитростью)

-Зачем лиса так долго расхваливала ворону?

-Почему так часто видим восклицательный знак. Прочитайте эти предложения.

4 картина. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». (Слайд 14)

-Как действуют на ворону ласковые слова лисицы? (вскружилась голова, в зобу дыханье спёрло)

-Благодаря чему лиса присвоила сыр?

Задание: Замени слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

ХИТРИТ, ЛУКАВИТ – вертит хвостом.

СМОТРИТ ПРИСТАЛЬНО, НЕ ОТРЫВАЯСЬ – глаз не сводит.

ПОДХОДИТ ТИХО, ОСТОРОЖНО – на цыпочках подходит.

УТРАТИЛА СПОСОБНОСТЬ ЗДРАВО РАССУЖДАТЬ – вскружилась голова.

КАРКНУЛА ОЧЕНЬ ГРОМКО – во всё горло.

ИСЧЕЗЛА, СКРЫЛАСЬ – была такова.

ТРУДНО ДЫШАТЬ – в зобу дыханье спёрло.

-Какими качествами вы наделили ворону, лисицу?

Уч-ль: (работа в группах) Давайте составим портрет. Первая группа выбирает слова характеризующие ворону, вторая – лису, а третья группа придумывают слова для лисы и вороны – самостоятельно.

Лиса: обманщица, хитрая, находчивая, ловкая, коварная, сообразительная.

Ворона: невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.

Проверка работы в группах.

Уч-ль: А сейчас прочитаем мораль басни, где Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток – лесть.

11.Работа над моралью. Слайд 15.

-Найдите мораль басни.

-Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна? Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Лесть вводит в заблуждение. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

-Почему Крылов говорит,что в сердце льстец всегда отыщет уголок? (Заманчиво слышать о себе хвалебные слова, купаться в славе)

-Кого осуждает Крылов?( И того, кто льстит, и того, кто любит лесть)

Уч-ль: Давайте вернёмся к словам, которые мы образовали.

ЛЬСТЕЦ – Кто может быть?

ЛЬСТИТЬ – значит говорить не от чистого сердца, хитрить.

ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА – красивые, но неправдивые.

Вывод: Льстить – плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что – то ждёт в замен за ложную похвалу.

12.Работа с пословицами. Слайд 16.

Уч-ль: -выбери пословицы относящиеся к басне.

Пуганая ворона и куста боится.Верь своим очам, а не чужим речам.Не поешь толком – будешь волком.На языке медок, а на сердце медок.-Какая пословица относится к лисе, а какая к вороне?

13.Выразительное чтение басни.

Уч-ль: Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так что бы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую плутовку лису.

14.Инсценировка басни. (Режиссёр назначает автора, лису, ворону. Декорации: маска лисы, вороны, сыр, дерево)

Уч-ль: Сейчас проверим внимательно ли вы читали басню. (работа в паре)

Тест.

1. В какое время происходят события?

а) утро

б) день

в) вечер

2. Куда села ворона?

а) дуб

б) сук

в) ель

3. Где ворона держала сыр?

а) в клюве

б) во рту

в) в зубах

4. Как лиса называет ворону?

а) чудо – птица

б) царь – птица

в) жар – птица

5. Что не хвалила лиса у вороны?

а) лапки

б) глазки

в) шейка

6. Какой глагол употребляется не так, как в басне?

а) Вертит

б) Не сводит

в) Уходит

7. Сколько предложений в басне с восклицательной интонацией?

а) 6

б) 7

в) 8

Слайды 17 – 23.

Уч – ль: Давайте подведём итоги теста. За каждый правильный ответ 1 балл. Подсчитайте в паре сколько баллов вы заработали.

15.Подведение итогов.

Уч – ль:

-Что нового узнали на уроке?

-Сделаем короткое обобщение:

Крылов – кто? (баснописец, великий русский писатель)

Басни – какие? (интересные, поучительные)

Высмеивают – что? (не человека, а отрицательные черты характера)

16.Составление письма.

Уч – ль:

-Давайте напишем коллективное письмо в пр…

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-po-teme-iakrylov-basnya-vorona-i-lisica.html

Конспект урока по литературному чтению Творчество И. А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»

Разработан учителем начальных классов,

высшей квалификационной категории,

Бусыгиной Ниной Александровной

Тема урока: Творчество И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

– В каком жанре писал И.А.Крылов? (эпический жанр – басни)

– Что же такое басня? # (ответы детей)

Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «как жили наши предки?»

# (Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.) Михайлов

– Где заключен главный смысл басни? (В морали.) #

# (Мораль – нравоучение в баснях.)

6. Работа над новыми словами

– Вещуньина (голова)- #от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.). #

– Взгромоздиться – #взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо. #

– Лесть – #угодливое восхваление#

– Царь птица – #лучшая из всех птиц#

– В зобу дыханье сперло – #стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.#

– Ангельский (голосок) – #отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью. #

– Бог послал – #так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном. #

– Все не впрок – #не на пользу#

Пленить- #покорить чем – либо, очаровать#

– Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». # (Дети слушают басню в записи) (10 слайд)

8. Первичное восприятие прочитанного текста

– Назовите главных героев басни. (Ворона и Лисица – главные герои басни)

А сейчас физкультминуткаНаклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись

(наклоны вперёд и назад)

Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считатьИ совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже,Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай голова!

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.

(садятся)

^ – Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

Взгромоздилась

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула

– На что они указывают? Какой предстает Ворона?- Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.

Проследите, как действует на Лисицу сыр.

– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?

– Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Прочитайте.

– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. #Опишите ее по внешнему виду. (^ Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а каркает..)

– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?- Какими качествами вы наделите Ворону? А Лисицу? #

^

Льстивый, склонный к лести

Тщеславный, стремящийся к славе, почести Ворона

Высокомерный

Неискренний

Честолюбивый, любящий славу

Неправдивый, лживый Лисица

Глупый

Доверчивый

^

# – Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.

^

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту. В слова “да призадумалась” автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у нее не было и не могло быть

^

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было, совсем уж собралась,Да призадумалась, а сыр во рту держала.

При чтении второй части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы.

2 часть Льстец

На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

https://www.youtube.com/watch?v=_13lkRpel48

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:”Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица, – Ведь ты б у нас была царь-птица!”

^

Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Она пришла в восторг от льстивых речей Лисы, и нужно показать это выразительностью чтения.

Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, –И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

^ .

Проведем конкурс чтецов. (2-3 ученика)- Кто, по вашему мнению, прочитал лучше? Почему?

14. Работа над моралью басни.

– Прочитайте первые 4 строки. Что это? Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

– Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?- О чем он советует помнить постоянно?- Какие пороки людей осуждаются?- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?- Мы прочитали басню, чему она нас научила?

ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.). Рахманкулов

– Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.- Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Ярина

^

#“Угадай-ка

– Какие герои басен здесь зашифрованы? (16,17,18 слайды)

—И—И—А (Лисица)

—О—О—А (Ворона)

—Т—Е—О—А (Стрекоза)

—У—А—Е— (Муравей)

—Б—З— —Н— (Обезьяна)

Работа по карточкам#– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова и соедините стрелками отрывок из басни с ее названием.

– Проверим себя. # (19,20 слайд)

Слайды

Про взятки Климычу читают,А он украдкою кивает на Петра. “Стрекоза и Муравей” “Лебедь, Щука и Рак”“Зеркало и Обезьяна”“Мартышка и очки”“Ворона и Лисица”
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна…
Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
А воз и ныне там…
И проку на волос в них нет…
Ты все пела? Это дело:Так поди же попляши!
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, а только мука.

#Бюро находок (21 слайд)– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

Сыр – “Ворона и лисица”

Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

(СЛАЙДЫ)

16.РЕФЛЕКСИЯ– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?– Нужно ли изучать басни?– Чему они учат?– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке… – Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. # (Выставляю оценки)- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко. #

17. Домашнее задание (дается по выбору)

  • Выразительное чтение басни (индивидуально)
  • Иллюстрирование
  • Инсценировка басни (по группам)
  • Сочинить басню #

Источник: http://pochit.ru/kultura/65172/index.html

Конспект урока. Организационная информация Тема урока И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Предмет Литературное чтение Класс

Ход и содержание урока 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Кроссворд «Определи литературный жанр»

– Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.

Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.

Вопросы:

  1. «Из того ли то города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький

дородный добрый молодец». (Былина).

  1. « Красная сидит девица, а коса на улице» (Загадка).
  2. «Землю красит солнце, а человека – труд». (Пословица).
  3. «Ласточки пропали

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой» (Стихотворение)

Дай хлеба гуще!

Хлеба – каравай,

Весь день – поливай!» (Песня)

Б А С Н Я
З А Г А Д К А
П О С Л О В И Ц А
С Т И Х О Т В О Р Е Н И Е
П Е С Н Я

– Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня).

– Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылов).

Слово учителя об И.А. Крылове.

– Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

– Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

– Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А.

Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе.

Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

– Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу.

Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Задание: угадайте какой иллюстрации из басни принадлежит строка.

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

– Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся. («Ворона и Лисица»)

Работа с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И Даля по понятию «басня».

– Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

– Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.

(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).

– Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?

– Составим свое определение басни.

Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

– На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

Читайте также:  Беседа «весна пришла». старшая группа

– Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки.

– Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.

) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.

)

4. Первичное знакомство с басней.

– А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.

Восприятие прослушенной басни.

– Понравилась вам басня?

– Какая же история приключилась с Вороной?

– О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

Словарная работа.

– Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

https://www.youtube.com/watch?v=5gEYQlgcdP4

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:

  • Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит;
  • Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит;
  • Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова;
  • Каркнула очень громко – во всё горло;
  • Исчезла, скрылась – была такова;
  • Трудно стало дышать – дыханье спёрло;
  • Нашёл случайно, без особого труда – бог послал.

5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138
Работа с текстом басни.

– Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

– Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

– Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

– А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

– А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

– Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

– Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Источник: http://psihdocs.ru/konspekt-uroka-organizacionnaya-informaciya-tema-uroka-i-a-kri.html

Урок литературного чтения, 4 класс

страница 1

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»

(урок литературного чтения, 4 класс)

Ермакова Т.А., учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 27 г.Орска»

Цель: познакомить детей с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица», продолжить обучение вдумчивому, сознательному чтению с элементами лингвистического анализа текста, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней, дать образец выразительного чтения басни.

Задачи:

Образовательные: расширить знания учащихся в жанре «басня» и творчестве И.А.Крылова, добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать творческое воображение, навыки чтения, обогащать словарный запас.

Воспитательные: Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, отрицательное отношение к порокам и недостаткам, как лесть, корысть и заискивание.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, словари С.И. Ожегова, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением, а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать. (Слайд 1)

  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

– Над каким литературным жанром мы работам?

– Что такое басня?

(Краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ – С.И.Ожегов);

(Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными) В.И.Даль

– На какой литературный жанр похожа басня?

– Чье имя вспоминается, услышав слово «басня»? (Слайд 2)

– Что узнали о Крылове?

(биография –несколько учеников)

Эпиграф – ст. М. Исаковского (Слайд 3)

Кто не слыхал живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней,

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

– С какими баснями Крылова мы уже познакомились?

– А какие крылатые крыловские слова остались в памяти?

(да только воз и ныне там…

чем кумушек считать…

ты все пела…

а вы, друзья, ка не садитесь…

вперед чужой беде не смейся голубок…)

– Инсценировка «Зеркало и обезьяна»

Более 200 басен создано Крыловым.

– Почему народ высоко чтит память о великом баснописце? (бронзовый памятник, персонажи 36 басен, скульптор, Петр Карлович Клодт)

(И.А.Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. Учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы познакомимся с новой басней Крылова, узнаем что-то новое и важное о себе и людях.

– А как называется басня, вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд 4)

– Что знаете об этих животных?

4. Работа над новым материалом.

– А вот что рассказывает о них Крылов.

а) Чтение наизусть учителем.

– Что же приключилось с вороной?

– О чем это произведение? О вороне и лисице или о чем то еще?

б) Чтение про себя.

– На сколько частей делится басня? (на 3)

I – Завязка о вороне

II – Разговор лисицы и вороны

III – Развязка

Чтение вслух.

в) Словарная работа (в группе)

лесть – взгромоздиться – ангельский –

гнусный – пленить – царь-птица –

не впрок – плутовка – вещунья –

– Заменить словосочетание подходящим по смыслу, опираясь на текст басни:

  • Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит.
  • Подходит тихо, осторожно – на цыпочках.

  • Каркнула очень громко – во все горло.
  • Исчезла, скрылась – была такова.
  • Трудно стало дышать – дыхание сперло.
  • Нашел случайно, без особого труда – бог послал.

г) Анализ текста басни.

– Попробуем объяснить мораль басни.

– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнустна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? Опишите внешний вид.

– Как метко назвал ее Крылов? (плутовка). Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы?

– Опишите, какова ворона по внешнему виду.

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила лиса о вороне? (голубушка, светик, сестрица, царь-птица)

– С какой целью лиса расхваливала ворону?

– А что говорила о голосе вороны лиса?

Физминутка. Изобразить животных языком жестов.

– Как подействовали слова лисы на ворону?

– Догадалась ли ворона, с какой целью ее расхваливала лиса? Понравилась ли ей лесть?

– Для чего лиса так расхваливала ворону? (любой ценой обмануть)

– Если бы лисица расхваливала так кого-либо еще, кто не стремился к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Скромный не стал бы ее слушать)

– Почему лисе удалось обмануть ворону? (Глупость, доверчивость)

– Что бы посоветовали вороне? (Отличать истину от лести)

– Какова главная мысль басни? (Кого, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами)

– Какие из этих качеств характеризую ворону, а какие лисицу? (в паре)

Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

Красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

(Слайд 5)

– Кого осуждает Крылов? (и того кто льстит, и того кто любит лесть)

– Встречались ли похожие ситуации? Происходили ли они с вами? Как вы себя чувствовали? Какой вывод сделаете в этой истории?

– Какими хотел видеть Крылов людей? (искренними, честными, скромными)

д) Работа с пословицами.

– Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни.

  • Верь своим очам, а не чужим речам.
  • На языке медок, а на сердце – ледок. (Хитрость и обман)
  • У лести нет чести.

е) Выразительное чтение

ж) Чтение по ролям (в паре)

з) Инсценировка.

и) – А вот как увидели эту басню создатели мультфильма. (4 мин)

к) Сравнительный анализ басни Крылова и Эзопа.

Лиса – грубая и хитрая, жестокая, талантливая артистка, не очень храбрая, боится, что ворона может налететь.

Ворона – решился доказать, показал свой голос, вскружилась голова, радуется, горло перехватило

Иллюстрация

Мораль – не верь врагам, толку не будет, лесть вредна…

Внутренние слабости любого из нас, совершаем нелепые поступки, вредные для самих себя.

л) Попробуйте рассказать о переживаниях и поведении лисы и вороны.
Подведение итогов.

– С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (с лестью, заискиванием)

Крылов дает нам советы как жить, чтобы люди, которые почитали его басни, а следовательно и мы с вами стали умнее, добрее и лучше.

– Узнали мы что-то новое и важное?

Рефлексия. Оценки.

– На столе бланки телеграмм

Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которые начинались бы так..

Было интересно…

Сегодня на уроке я узнал, что…

Я хотел узнать еще о баснях…

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало…

Домашнее задание.

Наиз. Нужны ли басни в наши дни?

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Сравнительный анализ вороны и лисицы. Мораль.

3 вопрос с.159, творческий пересказ.

Источник: http://komane.ru/nuda/urok-literaturnogo-chteniya-4-klass/main.html

Ссылка на основную публикацию