Конкурс для младших школьников «русские традиции»

Фольклорный праздник в начальной школе

МБОУ Алтайская Средняя Общеобразовательная школа№1

им. П.К.Коршунова Алтайского края, Алтайского района

учитель начальных классов

Бочкарева Любовь Валерьевна

«

Входят ведущие и хозяйка (учитель)

1вед.

Не толпитесь у дверей-

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем ребятишки,

И баранки, и коврижки.

2вед.

Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте!

1вед.

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

2вед.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем!

Вместе:

К нам смотри не опоздай,

А не то остынет чай!

Хозяйка:

Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздника не начинаем.

У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек много припасено.

Все: Добро пожаловать в гости к Самовару!

Хоз.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не видим,

Забываем мы о ней!

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но это встреча не последняя.

Так о чём мы сегодня поведаем нашим гостям?

1вед

Как о чём? О самоваре! Он же сегодня в гостях у нас! Или мы у него?

2вед.

Да, что не говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня.

1вед.

И после бани…

2вед.

А в праздник! Вся семья у самовара! Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа!

1вед.

Что же такое самовар? Если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни,

ни в жару, ни в холод?

Хоз.

Самовар – водоногревательный для чая сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри. Такое определение мы встречаем уже в1860годы в толковом словаре В.Даля.

Но для русского народа самовар значил гораздо больше, чем просто нагреватель воды.

Он был на Руси своеобразным символом семейного очага, уюта.

Трудно представить дом без самовара!

2вед.

Изобрели самовар в России в18веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно в Туле. К середине19века В Туле уже существовало около 80 фабрик.

Хоз.

Посмотрите, как выглядел самовар раньше.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

1вед.

В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварочного чайника.

(ЗВУЧИТ «ПЛЯСОВАЯ», вбегают скоморохи)

1ском.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя развлеченье ждёт!

2ском.

Дорогих гостей

Ждёт множество затей!

В игры можно поиграть,

От души повеселиться,

Вкусного чайку напиться!

Игра «Куманёк»

Дев.

Эй, кум-куманёк,

Где ты живёшь?

Что, куманёк,

Ко мне в гости не идёшь?

Мал.

Я иду, иду, иду!

Самовар в руках несу

Эй, чай, чай, чай, выручай!

Уж ты, кумушка, встречай!

Все:

Тары-бары-растабары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями, с кренделями,

С бубликами вкусными

С сушками, ватрушками!

Дев.

Напекли мы для гостей

Много разных вкусностей!

Все:

Тары-бары-растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём!

Нашу песенку споём!

Хоз.

Чай- это прекрасный, полезный напиток. Он хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Впервые чай стали пить в Китае.

Одна из китайских легенд глоссит о происхождении чая.

Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и забираться высоко на скалы. Пастухи решили использовать траву на себе и почувствовали мгновенный прилив сил.И чай начал своё путешествие по миру.

На Руси долго не знали, что такое чай, а бедным людям чай вообще был недоступен.

Вот, послушайте одну историю!

История о чае:

Раз привёз мне барин чаю

И велел его сварить.

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда, налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да прибавил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел!

Долго думал, удивлялся,

Чем я мог не угодить?

А потом-то догадался-

Чай забыл я посолить!

Хоз.

Встречайте, гости к нам пожаловали из деревни Пирогово.

1ск.

В деревне Пирогово жили скоморохи.

2ск.

Ели скоморохи пироги с горохом

1ск.

И с капустой, и с картошкой, и с калиной, и морошкой,

2ск.

Гости, угощайтесь!

Ешьте, не стесняйтесь!

(Ставит пироги на стол)

1ск.

Бежали по дорожке, собирали ложки!

2ск.

Ложки не простые! Ложки хохломские!

1ск.

Амурские, смоленские! Ложки деревенские!

2ск.

Ложки сосчитаем! В ложки мы сыграе!

1ск.

Ой, жги-говори заиграли ложкари!

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА «КОНФЕТКИ-БАРАНОЧКИ».Скоморохи играют на ложках)

Хоз.

А вот ещё гости пожаловали из села Пряничково

1гость

Пряники! Русские пряники!

Пряничные избы, дома, терема!

Часы, пастухи, паровозы,

Рыбы, коровы, медведи и козы!

Петухи и чудо – птицы

Вот какие небылицы!

2гость

Пряники печатные!

Да того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А с начала поглядим!

(Показывают пряники, играют на домрах)

Хоз.

Пряники- одно из самых любимых лакомств для детей на Руси!

А какие же пряники без чая?

А там где чай, там и чайные частушки!

ЧАСТУШКИ

1.Эй, девчата, хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте, поскорей чтобы было веселей!

2.Мы частушек много знаем и хороших и плохих!

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких.

3.Пропоём мы вам частушки замечательны таки

Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики!

4.На столе у нас пирог, пышки да ватрушки,

Так споём же про чаёк чайные частушки!

5.Самовар блестит кипя, чай в нём пенится!

Посмотри же на себя, ну и отраженьеце!

6.Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

7.В пляске не жалей ботинок, предлагай-ка, чай друзьям!

Если в чае есть чаинки, значит, пишут письма вам!

8.Если б не было воды-не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

9.Ой, довольно, мы напелись, дайте смену новую

Ой, спасибо баянисту за игру весёлую!

10.Мы напели вам частушек, чтоб порадовать гостей.

Напекли мы финтифлюшек, бубликов да калачей.

Все:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали!

Хоз.

Встречаем! Гости из деревни Блиново!

1г.Какой же славный стол накрыт!

2г.И самовар давно кипит!

1г.Чего же на этом столе не хватает?

2г.Блинов! Веселья без них не бывает!

(Заносят блины, ставят на стол)

Хоз.

Блины- одно из самых древних изделий русской кухни!

Наши предки считали, что круглый, румяный блин олицетворяет солнце.

(ПЕСНЯ ПРО БЛИНЫ)

Хоз. Конкурс «Кто больше знает названий чая»

(Скоморохи раздают сушки)

Конкурс «Узнай из каких произведений эти строки»

1.«А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит , и на бабу поглядывает»

(Федорино горе)

2. «Муха по полю пошла, муха денежку нашла,

Пошла муха на базар и купила….»

(Муха Ц-ха)

3. «Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,

Но пузатый от меня убежал, как от огня»

(Мойдодыр)

4. «Кто там? Это я, принёс вам посылку, только вам её не отдам- у вас документов нету»

(Дядя Фёдор)

Скоморохи

Молодцы у нас ребята!

А девчата? И девчата!

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «Варенька»

Чтец1

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечится.

Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Чтец2.

Посидеть за самоваром

Рады мы, наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар гудит, самовар шумит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Чтец3.

Самовар! Самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Где ж твой прежний пыл и жар?

Всё стоишь, да пыхтишь

Всё никак не закипишь!

Чтец4.

Что вы, что вы!

Как не стыдно?

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь!

Как сейчас раскипячусь!

Всё во мне уже клокочет!

Всё кипит…

Кто чая хочет?

Наливай, получай!

Самый вкусный свежий чай!

Ском.1

Самовар-то греется,

Вот-вот закипит!

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Ском.2

Наш большущий самовар

Весь горит, как птица-жар

Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается!

Хоз.

Пока мы гостей забавляли и себя развлекали, Самовар, как верный друг, всё слушал

И радовался за нас. Давайте споём для него песню.

ПЕСНЯ

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам.

Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай,

И, наливай-ка нам ароматный чай.

2.Знаем лучше доктора серьёзного

Лечит чай и скуку, и тоску

Приглашаем взрослых мы и всех гостей

Выпить ароматного чайку!

Читайте также:  Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: лягушка

ПРИПЕВ

Хоз.

Приглашаем всех к праздничному столу! И думаем, что русские традиции и обычаи вы донесёте до своих детей и внуков. А самовар всегда будет украшать ваш стол!

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/folklornyy_prazdnik_v_nachalnoy_shkole-26333.htm

«Мы живем в России». Познавательное занятие для детей

Программное содержание:

  •  Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
  • Уточнить знания детей о таком понятии как традиции.
  • Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
  • Воспитывать уважение у традициям.
  • Формировать патриотизм к Родине.

 Ход занятия

Занятие проводится вначале в «Знаковой комнате», затем в «Горнице». Дети стоят у географической карты России.

Беседа о Родине (с использованием карты).

 — Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

 — Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)

 — Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.

 Примерный рассказ.

Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут  разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.

 Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.

Рассказ «История России».

 — Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли.

Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними.

И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.

 Для защиты от врагов строили крепости. Одна из таких крепостей была построена на берегу Волги и названа – Ставрополь. Ставрополь означает – город святого креста. Позднее эта крепость стала городом, а во время строительства автозавода город переименовали. Теперь это город – Тольятти. На гербе нашего города и сейчас вы видите святой крест.

Русское  устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

 — Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).

 — Какие русские народные сказки вы знаете?

 — Назовите русскую поговорку о дружбе?

Хоровод.

 — А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).

 Группа переходит в горницу.

 Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

— А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)

 Беседа о русских традициях.

— У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).

— Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).

— Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

 — Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?

Обсуждение слова «именины».

 — Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).

 Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.

 Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку. 

Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения.

А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года.

Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».

 Беседа о национальной кухне.

— А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

 — Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)

 Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).

 -А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.

Дидактическая игра «Поварята».

— Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.

 Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?

 — В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)

 — Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.

 — Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/my-zhivem-v-rossii-poznavatelnoe-zanyatie-dlya-detej.html

Наша хата утехами богата — Районный праздник русских обрядов

Фестиваль народного творчества
«Наша хата утехами богата»

Диктор (на фоне эпической русской музыки). Веками Русь жила своим умомИ грады-сказки строила по кручам.Особой статью, песней, ремесломИ верою красив и славен русич.В былинах, сказках ли богатырейЗаморским ядом только ведь и брали.Не дай нам Бог слепых поводырей,

Да лишь бы мы незрячими не стали.

Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,Соблазном нас греховным подкосили.Без праведника не стоит село!

И не подняться без него России!

Выходят на сцену Хозяин и Хозяйка

Хозяйка (Тетя Катя): Здравствуйте, гости!

Хозяин : Здравствуйте, дедушки, бабушки, внучата, парни да девчата!

/входит соседка/

Соседка (Тетя Маруся) : Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, Хозяин и Хозяюшка. По какому случаю собрались,

не меня ли дожидаетесь?

Хозяйка: заходи-заходи соседушка. Какая беседа без тебя, какой праздник.

Соседка: А какой праздник-то нынче

Хозяйка: Здесь сегодня особая встреча: Понаедет гостей из близка и далече, Посиделки знатны будут

Век в Болотном не забудут.

Хозяин: ну, таков славянский люд
Коли праздник – тут как тут.

через зал идет группа молодежи, фольклорный ансамбль с песней «На барже номер девятой»

Хозяин Вот и девочки- ягодиночки
Нарядные, как картиночки.

Идет встречать молодежь

Девушки: Здравствуйте, хозяюшка !
Доброго здоровья, хозяин!

Хозяин Пожалуйста, проходите, свое место находите!
Давно вас ждем. Кто девчата побойчее, вам и место половчее

Указывает на переднюю лавку

Кто постарше, ту «на крест»Место явно для невест,Ты Любашенька постарше

Для тебя и место краше.

Люба(идет, говорит) Ой спасибо, захочу
Жениха здесь отхвачу

Садится напевает Ой, я пойду пораскачаю В полюшке рябинушку, Я еще позавлекаю

Нонешнюю зимушку.

Маня (села напротив) Ох, насидишься «на крестах»,
Замуж долго не выйдешь…

Хозяин: Ух, ты Маня, егоза!
Как оса лезешь в глаза!

Маня (усаживаясь на противоположную лавку) поет На вечерку я пришла, В передний угол села, Моя точеная прялочка,

Читайте также:  Инсценировка на тему «спорт» для учащихся начальной школы

К порогу полетела… Ух!

, ансамбль поет песню «У девицы – красавицы»

деревне

Хозяйка: Ой, глядите, а к нам колядовщики идут.

Святки Дивинка

Хозяйка : Ну что как праздник — то

Хозяин: А мне больше Масленица по душе. Всю неделю празднуешь! На санях катаешься, блинки кушаешь!

А в прощенное воскресенье вдоволь нацелуешься.

МАСЛЕНИЦА Егоровка

Хозяин: Да, известное дело. Прекрасно, когда возрождаются исконно русские традиции и живет в душах людей любовь. А ведь верно, что русский народ на выдумки горазд и смешлив.

У него издревле загадки ведутся. Вот отгадайте.

Мать толста, дочь красна
Сын хоробер в небеса ушел. (Печка, огонь, дым)

Или вот такая:Выйду я на гой, гойИ ударю в гой, гойРазбужу царя в Москве,Короля в Литве,Старца в келье,Дитя в колыбели,Попа в терему…

Что такое, сам не пойму? (колокол)

Хозяйка: Да бывало когда после Великого поста на Пасху Благовест
услышишь- сердце радуется.

Волочебники

Соседка: Да я весну ой как люблю. Помню, как услышим первый гром
весенний – давай кувыркаться.

Соседка А чтоб спинушка не болела. Непременно кувыркнуться надо, пока гром – то не затих. Да, и что говорить. Весной на проталинках травка, цветочки. А на 50-й день от Пасхи Троицу справляли. Родственников поминали, да хороводы водили,

березам косы заплетали.

Троица Баратаевка

Соседка: ой девушки, а летом – то, летом – то как хорошо. Мужики косить, мы сено грести! А по грибы — ягоды! Раздолье ! Приволье! Душа не нарадуется! А праздники летом! Взять хотя бы Иван купало! Хоть он погодой не всегда радует, а праздник интересный, с давних времен к нам дошел. А помнишь, Мария, папоротник все искали, да венки по воде

пускали.

Хозяйка Да и осень без добра не живет. Солнышко – то сквозь слезы улыбается, смотрит – все ли нивушки сжаты, всем ли детушкам

хлеба вдосталь.

Хозяин И то! Как мы дело крестьянское ладно справляли, в мире дом содержали, с соседями ладили, землю свою как мать родную

любили…

Соседка: ой, как нынче быстро стемнело… Не даром, говорят «Зимний денек – воробьиный скок»… А я зиму люблю! Не беда, что холодно, зато красота неописуема. Да и спешить – торопиться зимой не надо. Дела – то бабьи все домашние. Вспомните, как мы собирались на Покрова, да на Кузьминки. А лен трепать, пыльна работа – слов нет. Зато вместе весело. А прясть сойдемся – тут и пошли

беседы да разговоры, да песни развеселые.

Хозяйка: Ой, да что и говорить, раньше все не так было. Испокон веков на руси – матушке, на родимой сторонушке жил народ приветливый да разудалый.

Хранил сказы старинные, игры, забавы молодецкие, частушки, песни лукавые, танцы, пляски огневые, хороводы плавные, да поговорки меткие.

Ведь как говаривали в старину Если девица – то красна, если молодец – то добрый. Вот и тянулись добрые люди друг к

другу.

Хозяин: Да веселье делу не помеха, надо только меру знать.
Не до ночи обедню справлять, не до утра гулянку править.

Соседка Про себя скажу: дом содержала, тятеньке помогала, младшеньких растила, но с подружками любила повеселиться, на беседу сходить, аль на гулянье . Да не так часто, как хочется.

Дома – то забот полон рот.

Хозяин: Ох, а на гулянье – то со всех волостей молодежь собиралась. И парни с девками там знакомились. Иной своих же соседей девку Приглядит, да на деревне не скажется, а уж на гулянье – то

непременно присоседится.

Хозяйка: Маменька моя рассказывала так – то суженых выбирали. Если парню молодому приглянулась девица, оставлял он на крылечке черемухову веточку. Коли мил парень девичьему сердцу – давала она ответ, да не словами! Ленточку цветную на перильце положит –

значит, веди, парень, честную речь, засылай сватов.

СВАДЬБА Варламово, Зудово

Соседка: Ох, наплясалась я! Как снова молода родилась. Прошлы годы вспомнила, душеньку потешила,

ровно и впрямь праздник нынче.

Хозяйка: А чем же соседушка не праздник? И поем, и пляшем и гостей полон дом.Хозяин: Спасибо, люди добрые, что приехали к нам не загордились, не заленились. И в другой раз милости просим к нам путь держать,

мимо не проезжать! А теперь нам надо уважить всех дорогих гостей и подарить им подарки

Награждение

Хозяйка Нам остается только посочувствовать тем, кто не пришел сегодня на светлый праздник народного искусства.

Соседка Лучики им в душу не входили,Весна в груди их не цвела,При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была…

Хозяин: Спаси вас Господи

Ой, при лужке – при лужке
Занавес

Источник: http://holidayscenario.com/nasha-xata-utexami-bogata-rajonnyj-prazdnik-russkix-obryadov/

Русские народные музыкальные инструменты: детям о русских традициях

Русские народные музыкальные инструменты:  балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.

Поэтому я предлагаю всем нам  сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что  нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.

А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи.

Не спешите рассказать сразу обо всем!  Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные  инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

 Балалайка.

Отгадайте загадку:

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

 Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

 Есть еще одна загадка о домре:

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/russkie-narodny-e-muzy-kal-ny-e-instrumenty-detyam-o-russkih-traditsiyah/

«Детские» русские традиции

Что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции, которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно — о происхождении некоторых устойчивых выражений.<\p>

Читайте также:  Загадки с ответами для младших школьников 2 класса

Что такое «принести в подоле»

В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки — в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.

Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.

В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен». «Носить в подоле» означало также «баловать».

Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Крестили детей обычно на второй-третий или сороковой день после рождения. Родители и гости проводили множество обрядов, которые должны были привлечь к новорожденному счастье, красоту и богатство. Сто лет назад на крестины готовили кутью — сегодня это блюдо подают лишь на поминки.

Крестильная каша была скоромной: к пшенице или ячменю, помимо традиционного меда и изюма, добавляли сливочное масло, молоко, яйца. Готовила блюдо повитуха — «бабка». «Бабкину кашу» выносили в конце застолья, крестные ее «выкупали», заплатив несколько монет.

Отцу ребенка «бабка» подавала пересоленную и сильно перченную кашу, приговаривая: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».

Выражение «обмыть копыта» описано в Толковом словаре Даля, оно означало «выпить могарычи по продаже лошади». Однако этот ритуал проводили и на крестильном застолье.

В конце торжества все гости выпивали за здоровье младенца и дарили ему подарки, это и называлось «обмыть ножки» или «обмыть копытца». Иногда детские стопы во время обряда действительно омывали вином.

Сегодня это выражение означает практически то же самое — «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».

Ложечка на первый зубок

Первоначально «на зубок» по русскому обычаю одаривали мать — чаще всего на крестильном пиру. «Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу», — зафиксировал в своем словаре Владимир Даль.

В Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подношение ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) — сделать какой-нибудь подарок новорожденному».

Обеспеченные люди старались одарить серебряной вещью, отсюда «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и думать долго не надо было: новому члену семьи нужна своя ложечка.

Позже ее стали дарить, когда прорезался первый зуб — с этого момента ребенку начинали давать твердую пищу, и прибор оказывался как нельзя кстати.

Кот, колыбельные, Дрёма: убаюкивающие обряды

Чтобы малыш хорошо спал, в зыбку клали осиновую кору или камешек. Иногда в новую кроватку пускали спать кота — главного персонажа многих колыбельных песен.

«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий, заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».

Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери — скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.

Время первой стрижки

В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы.

До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» — помешать развитию речи.

После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу — это олицетворяло будущее богатство.

Мышка вместо Зубной феи

История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина.

За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал.

Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!» Или: «Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной!».

Учение с 7 лет

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления.

Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки — сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте.

В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться».

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.

Источник: https://www.culture.ru/materials/253240/detskie-russkie-tradicii

Сценарии народных праздников и обрядов

о проведении областного конкурса сценариев

народных праздников и обрядовv

2012 г.

Учредители и организаторы

– Департамент культуры Ярославской области,

– ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества».

Цели и задачи

– выявление и укрепление русских национальных традиций;

– предоставление возможности творческого самовыражения авторам сценариев культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Ярославской области;

– активизация творческой фантазии сценаристов посредством расширения кругозора: изучения истории родного края.

Участники конкурса

В конкурсе принимают участие специалисты муниципальных культурно-досуговых учреждений Ярославской области.

Порядок и условия проведения конкурса

Областной конкурс сценариев народных праздников и обрядов проходит во всех муниципальных районах Ярославской области с января по апрель 2012года.

Возраст участников не ограничен. Районный оргкомитет и жюри отбирают лучшие сценарии и представляют в ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества» для рассмотрения областным жюри. Районное жюри предоставляет не более 2-х сценариев. Сценарии должны быть грамотно оформлены.

Критерии оценки и награждения

– драматургия сценария;

– оригинальность идеи конкурсных материалов, новизна сценарного решения;

– при подготовке неоригинальных работ умение грамотно работать с художественным материалом других авторов, правильно их компилировать с учетом действующих требований относительно сохранения авторских прав;

– соответствие заданной тематике;

– выполнение всех требований по оформлению сценария.

По итогам представленных работ, жюри определяет победителя Гран – при конкурса, дипломантов I степени (2 чел.) и дипломантов II степени (2 чел).

Сценарии, удостоенные дипломов будут изданы в сборниках ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества» и распространены в учреждениях культуры Ярославской области и г. Ярославля.

Заявки и материалы

Заявки на участие в конкурсе должны быть представлены областному оргкомитету не позднее 1 марта 2012 г. По адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Максимова, д.

7 (ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества»), отдел анализа и методики культурно-досуговой деятельности с указанием автора (группы авторов), адреса и места работы автора, телефонов, возрастной категории зрителей на которую рассчитан сценарий.

Видео: Торум Маа

Этнографический музей-заповедник “Торум Маа” был основан в Ханты-Мансийске 30 октября 1987 года по инициативе известных угорских поэтов и писателей Ювана Шесталова и Еремея Айпина.

Основная цель деятельности музея – воссоздание элементов традиционного жизненного уклада коренных народов округа – ханты и манси.

В уникальной по своей красоте и своеобразию природно-ландшафтной среде, окружающей город Ханты-Мансийск расположен музей под открытым небом, воссоздающий летнюю усадьбу народа ханты.

По жилым, хозяйственным и культовым строениям, расположенным на территории музея, посетитель может составить наглядное представление о всем богатстве и своеобразии духовной культуры и жизненного уклада обско-угорских народов, владевших тайнами гармоничного сосуществования с суровым климатом и дикой природой.

В одном из потаенных уголков музея находится культовое место, в котором расположены идолы, подобные тем, которым испокон веков поклонялись ханты и манси.

Этнографический музей-заповедник является органичной средой для проведения народных праздников и обрядов. На его территории не раз проходили медвежьи игрища и свадебные обряды народа ханты.

Помимо постоянной действующей экспозиции под открытым небом, музей “Торум Маа” обладает большой и во многом уникальной коллекцией предметов быта, украшений и одежды обских угров. Эта коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций по труднодоступным поселениям округа – традиционным местам проживания народов ханты и манси.

Особенности режиссуры народного праздника курсовая работа

Народный праздник как форма театрализованного действия. Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии, особенности его режиссуры, драматургии. Замысел сценария народного праздника “Солнышко красно, гори, гори ясно”.

Коллекция: Revolution

Ссылка: http://revolution.allbest.ru/moscow/00387620_0.html

Вид: курсовая работа

Источник: http://pozdav.ru/page/scenarii-narodnyh-prazdnikov-i-obrjadov

Ссылка на основную публикацию