Классный час «правила поведения за столом», 2 класс

Классный час беседа с элементами игры. правила поведения за столом», 1-2 класс – ВашПедагог

Классный час «Правила поведения за столом», 2 класс

14.05.2018

Конспект классного часа во 2 б классе

«Особый ребенок».

Тема: Культура поведения за столом.

Санкт-Петербург

2015 год.

Тема: Культура поведения за столом.

Цель: Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.

 Задачи:

1.Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи.

2.Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

3.Воспитание этикетного поведения у детей.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Оборудование: Скатерти, бумажные салфетки, салфетницы, хлебница с хлебом, тарелки (глубокая и мелкая), столовые приборы, пластиковая посуда. Приглашенный артист (буратино».)

Закрепление содержания вне занятия:

Создавать необходимые условия.

Ход занятия.

Дети приходят в класс и наблюдают, как за накрытым столом  буратино  не аккуратно ест.

Беседа.

Учитель: Согласитесь, приятно сидеть за столом среди культурных людей и есть вкусную пищу. Но чтобы выглядеть красиво во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо.

Правильное поведение за столом показывает культуру человека, уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть, соблюдение чистоты и аккуратности.  

Давайте все тоже сядем за стол и научим буратино, как правильно есть.

Смотрите и повторяйте за мной следующее упражнение:(все вместе) сядьте прямо на стуле, руки положите на стол так, чтобы было удобно. Но помните, на столе не должны лежать локти, а только кисти рук. Выходя из-за стола стул задвигают к столу без шума.

 2.Умение есть.(показ) Главное правило в столовом этикете – это умение есть. Есть нужно с закрытым ртом, не чавкать, не торопиться, не разговаривать с едой во рту, тщательно пережевывать пищу, не наклоняться низко над тарелкой, а только слегка наклонить голову. Повтор действий.

 3.Пользование салфеткой. Салфетки бывают бумажные и полотняные. (показ) Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ.

Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку. Повтор  действий.

Учитель:  А сейчас отдохнем.  Ребята, вы будете соревноваться в «Веселой эстафете». Вас две команды «Красные» и «Зеленые». У «Красных» — стол с красной скатертью, у «Зеленых» — с зеленой скатертью.

На старте у каждой команды – пластиковая посуда и столовые приборы. Каждый участник берет только 1 предмет, бежит к своему столу, ставит его и бежит обратно. Встает в конец.

Побеждает та команда которая быстро и аккуратно накроет стол.

Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем пока остынет. Чтобы доесть остатки супа тарелку нужно осторожно наклонить от себя, а ложку в тарелке ведем не к себе, а от себя. Повтор действий.

 5.Как правильно есть хлеб. (показ) Кусок хлеба берем из хлебницы рукой. Сначала выберем глазами хлеб (черный или белый), но не перебирая. Можно есть от куска, можно отламывать небольшие кусочки и съедать, но не играть хлебом. Если  у вас просят хлеб нужно передавать  всю хлебницу, а не брать хлеб своими руками. Повтор действий.

 6.Пользование ножом и вилкой. (показ) Столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. В правой руке держат – нож лезвием вниз. В левой руке – вилку зубчиками вниз. Оба прибора в руке. То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа.

После еды нож и вилку кладем на тарелку, нож лезвием к центру, вилку зубчиками вверх. Повтор действий.

 Учитель: За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко и со свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение людям. Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются.

Послушайте мы с буратино расскажем вам стишок:

— Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой!

— Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! (рукой об стол)

— Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!

— Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!

— Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно.

— Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.

— Не забудь салфеткой ….губы вытирать.

— Локти на стол …. не ставим.

— Если нож в … руке, вилка в ….руке.

— Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …

— Если во рту пища …. не разговаривают.

 Учитель: спасибо буратино.. И в заключение давайте поиграем все вместе в игру «Каравай». Вставайте в круг.

 Как на наш День Рожденье испекли мы каравай.

 Вот такой ширины, вот такой ужины.

 Каравай, каравай кого хочешь выбирай.      

           Игра проводится 4-5 раз.

Источник:

«Правила поведения за столом» (в форме игры «Крестики-нолики») | Классный руководитель | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Источник: http://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/klassnyj-chas-beseda-s-elementami-igry-pravila-povedeniya-za-stolom-1-2-klass.html

«Правила поведения за столом» (в форме игры «Крестики-нолики») | Классный руководитель | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Автор: Владыкина Елена Николаевна

Организация: МАОУ СОШ №135

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Занятие «Правила поведения за столом» для учащихся 3-4  класса

Цель: Систематизация знаний школьников по элементам этикета и сервировки стола.

Задачи:

Образовательные:

1) Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола.

2) Обобщить (в игровой форме) знания учащихся о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.

Развивающие:

3) Развивать познавательный интерес и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.

4) Расширение кругозора детей.

Воспитательные:

5) Формировать коммуникативные умения через групповую работу.

6) Формирование навыков культурного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях.

Место использования: данное занятие предназначено для проведения внеклассного занятия по теме «Правила поведения за столом» для учеников 3-4 классов.

Эффективность и практическая значимость игры: проверка знаний, умений в виде игры-викторины интересна детям, и они с удовольствием играют. Это способствует развитию у детей интереса в получении знаний по данной теме, а также мотивирует их на дальнейшее успешное обучение.

Методические рекомендации по использованию презентации: конспект занятия можно применять при разных формах организации занятий (фронтальной, групповой, индивидуальной).

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему … (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой … (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям … (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго … (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям …  (Дети хором) ПРИВЕТ!

– Подарим привет и свои улыбки друг другу. Эпиграфом к нашему занятию я взяла пословицу «Умел в гости звать – умей и встречать». Попробуйте объяснить, как вы понимаете её смысл.

/…/ О чём мы сегодня с вами поговорим? (Открывается тема «Правила поведения за столом».

) Что нам известно, а что ещё мы хотели бы узнать по данной теме? Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Пишет добрый ЭТИКЕТ

Малышам в своей программе:

Если дел особых нет,

Помогай по дому маме:

Вместе с нею стол накрой

И расставь посуду,

И притом не хнычь, не ной:

– Не хочу, не буду…

Пусть забудет голова

Все ленивые слова.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ

Разрешит сказать, иль нет?

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи. 

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берёшь,

Вилку в руку левую,

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Эти правила не сложны.

Их легко запомнить можно.

И для вас сейчас, ребята,

Мы раскроем их секрет.

Пусть девчонки и мальчишки

Будут вежливы всегда

Научитесь быть приятным,

Соблюдая ЭТИКЕТ!

2. Работа по теме занятия.

1 этап – Целеполагание.

– Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.)

 -Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?

-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.)

Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.

4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.

5) Чтобы не мешать другим во время еды.

6) Экономия продуктов питания.

Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.

2 этап – Экскурс в историю.

– Первые правила поведения возникли в древности и стали частью этикета. Этикет – общепринятый порядок поведения. Послушаем сообщения учеников о возникновении правил этикета.  

Сообщение №1 

Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом была на высочайшем уровне. Уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. В средние века во Франции дворянам во время приема пищи позволяли держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки.

В России правила поведения за столом при Петре I стали обязательными для дворян. По его велению Яков Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник назывался «Юности честное зерцало». Он был издан в Санкт-Петербурге в 1717 г.

Сообщение  № 2 

Вот несколько правил из этого учебника.

-Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егдаяси (когда ешь).

-Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

-Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

-Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

-Хлеба, приложа к груди, не режь. Ешь, что перед тобой лежит, а инде (другого) не хватай.

-Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

-Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

-Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

3 этап – «Крестики-нолики». Дети делятся на 2 команды, выбирают по очереди задания для команды.

Волшебный сундучок Вредные советы Можно и нельзя
Хитрый глаз Волшебные слова Семь бед – один обед
Вопрос-ответ ПРЕмудрости Столовые принадлежности

1. «Волшебный сундучок» (в нём лежат конфеты) любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?

 Чтоб открылся сундучок,

 Расскажи-ка мне дружок:

 Что ты скажешь, если вдруг

 Угостит тебя твой друг?

 Спасибо.

 Что ты скажешь, мой дружок,

 Если в гости вдруг придёшь?

 Здравствуйте.

 Что ты скажешь, дорогой,

 Если ты пойдёшь домой?

 До свидания.

2. «Вредные советы» – прочитать выразительно и инсценировать советы Г.Остера.

·      Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. ·      Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше зачерпнешь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье -Сложно будет вынимать.
·      Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши рукиОб соседские штаны. ·      Если вас зовут обедать, Гордо прячьтесь под диван. Если все-таки достанут И за стол посадят вас, Опрокидывайте чашку, Выливайте на пол суп. Зажимайте рот руками, Падайте со стула вниз. А котлеты вверх бросайте,Пусть прилипнут к потолку.

3 «Можно и нельзя». Назвать правила поведения за столом, начиная со слов «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ».

Например:

–    нельзя облизывать пальцы;

–    нельзя громко стучать ложкой по тарелке;

–    нельзя чавкать;

–    нельзя набирать целую ложку;

–    нельзя вытирать рот салфеткой;

–    нельзя есть с целого куска;

–    нельзя облизывать тарелку;

–    нельзя выливать остатки супа в ложку.

4. «Хитрый глаз» всегда видит предметы, которые лежат не на месте. Посмотрите и скажите, не допущены ли ошибки при сервировке стола, правильно ли всё расставлено? (исправить ошибки в сервировке).

Читайте также:  Конспект прогулки в подготовительной группе «наблюдение за камнями»

На стол кладем мы скатерть, А сверху вилку с ложкой. Рядышком тарелку С супчиком, немножко. Поставим рядом кружечки С компотиком на блюдечке, А рядышком салфеточки,

Чтоб вытирались деточки!

5. «Волшебные слова» (перечислить слова благодарности, которыми можно поблагодарить хозяйку стола или повара)

Карточки-подсказки:

. . . . большое спасибо за вкусное угощение

. . . . спасибо всё очень вкусно

. . . . было  очень вкусно

. . . . завтрак замечательный

. . . . так вкусно, что пальчики оближешь

6. «Семь бед – один обед».

Послушайте историю о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета. Что Федя сделал не так?

«В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы.

Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку.

Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…»

– А как делать правильно? Давайте сформулируем правила по рассказу.

·    Некрасиво тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы взять приглянувшийся вам кусочек колбаски. Попросите передать вам тарелку с колбасой.

·    Брать с общей тарелки надо тот кусочек, который ближе к вам, путь он даже не самый лучший.

·    Если пища горячая, на нее не дуют. Нужно подождать пока она остынет.

·    Если вам не понравилось что – то из угощений, можно оставить на тарелке. Но ни в коем случае не выплевывайте непонравившееся вам угощение.

·    Хлеб берут рукой, а не вилкой.

·    Соль берут специальной ложечкой или кончиком ножа.

7. «Вопрос-ответ».

·      Как надо есть хлеб, бутерброды?

(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

·      У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам.)

·      Как едят пирожные, торты, пироги?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

·      С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

·      Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это.

(Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы)

·      Как выйти из-за стола по окончании обеда?

(Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

8. «ПРЕмудрости» (собрать пословицы и поговорки о еде), правильно соединив начало и конец.

Не говори, что сыт, а говори меньше. 
Ешь больше, в гостях – что велят.
Всё полезно, еда вкуснее.
Дома ешь, что хочешь, а а промолчи да пережди. 
За общим столом что в рот полезло.

9. «Столовые принадлежности» (глядя  на  картинку,  продолжить фразу):

1. Кастрюля- это посуда для  . . . .

2. Чашка- это посуда для  . . . .

3. Сахарница- это посуда для . . . .

4. Хлебница- это посуда для . . . .

5. Солонка- это посуда для . . . .

6. Кофейник- это посуда для . . . .

7. Маслёнка-  это посуда для . . . .

3. Подведение итогов занятия.

– Наш урок культуры подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они, я думаю, будут в восторге от вашего гостеприимства. В этом вам могут помочь различные журналы и книги о еде и сервировке стола. Некоторые вы видите здесь (показ книг). А еще я хотела бы раздать вам памятки «Как сервировать праздничный стол». Удивите ваших гостей.

– Молодцы, ребята, отлично поработали. Нам осталось только подвести итоги занятия.

– Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия? Какие задания понравились больше всего? Какие достижения у вас были на занятии?

– Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом. А я вам говорю «Приятного аппетита», потому что мы идем в столовую. Сейчас посмотрим, как вы на уроке внимательно слушали. А чтобы повысить аппетит, послушайте песню, которая так и называется «Про еду».

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1.    Издательство «Учитель». Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2007.

2.    Ермакова И. Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Начальная школа плюс до и после №12, 2006.

3.    Побединская Л.А. В школу как на праздник. Москва «Творческий центр», 2001.

4.    Гайдина Л.И. «Группа продлённого дня», Москва «Вако», 2008.

5.    Касаткина Н.А. «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня», Волгоград, 2005.

6.    Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», Москва «Вако», 2008.

7.    Безруких М.М. и др. «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь/М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.

8.    Интернет:  http: // www.yandex.ru /

Источник: http://www.1urok.ru/categories/22/articles/86

Классный час Правила поведения в столовой

Ц е л и:   добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Форма проведения: занятие-практикум.

Ход занятия

  1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.

Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

– Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

2, Формулирование правил поведения за столом.

– Приглашаю вас на «учебный чай».

– Садитесь за стол. Стоп!

Правила

№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

№ 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».

№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

№ 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.

– Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно

мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Совет2.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Источник: http://www.shkola-abv.ru/klassnyj-chas-pravila-povedeniya-v-stolovoj/

Застольный этикет. Правила поведения за столом – презентация

1 к содержанию<\p>

2 Понятие этикета Правила поведения за столом Правила пользования столовыми приборами Правила пользования салфетками Правила употребления некоторых блюд<\p>

3 Этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.<\p>

4 правила поведения за столом правила пользования столовыми приборами правила пользования салфетками правила употребления некоторых блюд Застольный этикет включает в себя несколько важных моментов:<\p>

5 Не следует опаздывать к столу и ждать неоднократного приглашения. Руки перед едой должны быть тщательно вымыты. Садиться и вставать из-за стола можно только с разрешения присутствующих; раскачиваться на стуле нельзя.<\p>

6 Сидеть за столом следует прямо. Туловище должно быть удалено от края стола примерно на ширину ладони. Руки до изгиба кисти (но не до локтя) лежат на столе, локти должны быть прижаты к туловищу.<\p>

7<\p>

8<\p>

9 При пользовании ложкой её подносят ко рту, не наклоняясь над тарелкой. Чтобы с ложки не капало, её не следует переполнять.<\p>

10 Если еда прервана, столовые приборы кладут на край тарелки (ручками на стол) После окончания еды, столовые приборы кладут на тарелку крест-накрест или параллельно друг другу. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ<\p>

11<\p>

12 Салфетку не следует оставлять нетронутой. То, что человек ею не пользуется, выдает, что он неряха. Салфетку следует развернуть после того, как свою развернёт хозяин.<\p>

13 Салфеткой не вытираются, ею просто промокают рот. Если еда закончена, салфетку оставляют справа от тарелки, если вам надо покинуть стол ненадолго – слева. Ни в коем случае нельзя бросать салфетку в тарелку.<\p>

14 Салфетку складывают вдвое и кладут на колени сгибом к себе. Салфетку не заправляют ни за пояс, ни за воротник. Пальцы вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. Мужчина кладёт салфетку на левое колено. НЕЛЬЗЯ<\p>

15<\p>

16<\p>

17 Следует набирать в ложку столько супа, сколько можно съесть за один приём. Нельзя наклонять тарелку к ложке супа. Не рекомендуется стучать ложкой о тарелку.<\p>

18 Мясо едят с помощью ножа и вилки. Мясо следует нарезать не всё сразу, а постепенно, по мере приёма в пищу. Нарезать мясо, отделяя на вилку небольшой кусок.<\p>

19 Рыбу едят с помощью рыбного прибора. Вилкой необходимо придерживать кусочек рыбы, а с помощью рыбного ножа отделять кости.<\p>

20 Блюда из птицы едят с помощью ножа и вилки. Вилкой, повёрнутой зубцами вниз, следует придерживать мясо на тарелке, а ножом осторожно срезать кусочки мяса.<\p>

21 Спагетти едят, держа ложку в левой руке, а вилку в правой. Подцепив вилкой 2-3 нитки макарон, наматывать их движением «на себя», при этом вилка должна упираться в углубление ложки.<\p>

22 Нельзя откусывать хлеб от целого ломтя и крошить хлеб в тарелку. Следует есть хлеб, отламывая небольшие кусочки. Масло на хлеб намазывают специальным ножом, положив хлеб на тарелку.<\p>

23 Грибы в любом виде принято есть вилкой и ножом. Если салат подаётся на отдельной тарелке, есть его необходимо из неё же с помощью вилки.<\p>

24 Бисквитные пирожные едят с помощью десертной вилки или чайной ложки, держа её при этом в левой руке. Песочные или слоёные торты едят с помощью десертных ножа и вилки.<\p>

25 Яйцо всмятку необходимо поместить в пашотницу. Затем закусочным ножом срезать верхнюю часть и положить её на тарелку. Содержимое яйца следует есть ложкой.<\p>

26 Не рекомендуется разламывать креветки пополам, чтобы извлечь мясо. Неочищенные креветки нужно взять в левую руку, а правой вывернуть хвостовой плавник.<\p>

27 Блинчики с начинкой принято есть с помощью ножа и вилки, отрезая небольшие кусочки.<\p>

28 Груши и яблоки едят, разрезав на дольки и вырезав сердцевину. У яблок предварительно очищают кожуру. Киви рекомендуется есть с помощью острой ложечки для фруктов.<\p>

29 Клубнику подают очищенной от зелени и едят, не разминая её с сахаром или сливками. Бананы принято есть с помощью ножа и вилки, отрезая небольшие дольки справа налево.<\p>

30<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/363617

Культура общения. Тема: «Правила вежливости и гостеприимства», 2класс

Цель: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения в гостях.

Ход урока: Ребята, тема нашего урока «Правила вежливости и гостеприимства». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно ли поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».Нашим помощником будет Мудрый Филин- недаром филина считают символом мудрости. Вокруг него вы видите цветные конвертами с вопросами и ответами.

(Учитель крутит волчок)

-Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос. Поскольку тема нашего урока «Правила вежливости и гостеприимства», проверим, знаете ли вы, как вежливо пригласить своих друзей к себе в гости. Какие правила приглашения вы знаете? (Ответы детей)

А теперь послушайте правила приглашения, которые вам предлагает запомнить Мудрый Филин.

Правила приглашения: 1. Приглашая к себе друзей, вы должны быть уверенны, что в вашем доме их примут приветливо, поэтому следует предупредить родных, что приедете с друзьями. 2. Родители должны знать, куда пошли их дети, иначе они будут волноваться.

Поэтому, когда приглашаете к себе друзей, обязательно спросите, предупредили ли они домашних. 3.Если кто-то пришел к вам в первый раз, обязательно покажите, где находится туалет, ванная, какая дверь куда ведет. 4.

Если дома есть кто-то из взрослых, обязательно представьте им своего друга.

5. Если хотите, чтобы друзья бывали у вас часто, постарайтесь быть к ним очень внимательными, не оставляйте гостя одного.

Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах. (Учитель крутит волчок) В фиолетовом конверте вот такой вопрос: «Знаете ли вы правила поведения для хозяев?». Как вы понимаете значение слова «Гостеприимство». Давайте посмотрим, как ведет себя герой стихотворения О.Григорьева «Гостеприимство». Встаньте с этого дивана, А не то там будет яма.

Не ходите по ковру — Вы протрёте в нём дыру. И не трогайте кровать — Простынь можете помять. И не надо шкаф мой трогать У вас слишком острый ноготь. И не надо книги брать — Их вы можете порвать.

И не стойте на пути… Ах, не лучше ль вам уйти? Можно ли назвать хозяина дома гостеприимным? Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей) Теперь послушаем советы Мудрого Филина. Правила поведения для хозяев: 1. Приветливо встретить гостей, даже если они пришли без приглашения. 2. Пригласить гостей за стол, угостить чем-нибудь. 3.

Позаботиться о развлечении гостей, сделать так, чтобы всем было интересно. 4. Следить за тем, чтобы гости не ссорились, чтобы им было приятно вместе. 5. Поблагодарить гостей за приход, подарки.

Поблагодарим Мудрого Филина за его советы и продолжим игру.

А теперь откроем зеленый конверт. Скажите, что вы сами больше всего любите, когда гости приходят к вам, например, на День рождения? (Получать подарки) А нравится ли вам делать подарки другим?

Вот, как один мальчик решил это сделать:

«Подружке подарю машину, Сестре отдам я автомат, Отцу-модели бригантины И клюшку – деду. Будет рад! Для бабушки припас я гири, Для мамы – видеоигру. Мой принцип – самый лучший в мире:

Что нужно мне – то и дарю!»

Вы придерживаетесь такого же мнения? Что подарить своим родным, друзьям? Как правильно выбрать подарок? (Ответы детей) Советы от Мудрого Филина: Как выбрать подарок 1. Подарок должен выбираться с уважением, с любовью, к тому, для кого он предназначен. 2.

Он должен соответствовать интересам, возрасту, того, для кого вы выбираете. 3. Подарок должен быть не только красивым, изящным, но и полезным, чтобы человек тепло и часто вспоминал о вас. 4.

Никогда не называйте цену подарка, не говорите, как трудно вам было его найти или сколько времени понадобилось вам, чтобы его изготовить. 5. Никогда не дарите домашних животных, если вас об этом не просили или точно не знаете, что подарку будут рады. 6.

Помните, подарок должен быть упакован. Упаковка должны быть красивой и оригинальной. Не заворачивайте подарок в газету.

7. Всегда хороший подарок – цветы. Цветы можно дарить всем и по любому поводу.

(Учитель крутит волчок) В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом?(Ответы детей)

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Мудрый Филин:

Правила поведения за столом: 1. Не тянитесь через весь стол или через соседа за каким-либо блюдом, попросите его вам передать это блюдо. 2. Не говорите громко, старайтесь не привлекать к себе всеобщего внимания. 3. Не обращайтесь через весь стол к кому-либо, разговаривайте с соседями по столу. 4.

Ешьте не торопясь. 5. Не говорите о том, что то или иное блюдо не очень вкусное – все блюда надо похвалить. 6. Не говорите с набитым ртом. 7. Говорите, прежде всего, о том, что интересует хозяина, именинника, пригласившего вас. Наконец последний желтый конверт. Время в гостях прошло быстро, вам пора прощаться.

Что нужно не забыть перед уходом? (Ответы детей) Мудрый Филин советует: Перед уходом не забудьте попрощаться.

При прощании обязательно еще раз поблагодарите за приглашение, скажите о том, как приятно было провести это время, вечер в этом доме, поблагодарите родителей вашего друга (подруги) за праздник, устроенный для вас.

Не забудьте пригласить товарища к себе в гости, договоритесь о следующей встрече- этого требует этикет.

Подведение итогов: Чтение сказки Ал. Иванова «Как Хома невежливым был» по ролям. – Чему учит эта сказка? – Какие правила вежливости нарушили Хома и Суслик?

-Что бы вы могли им посоветовать?

Список использованных источников: http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=3751898&tagid=73371 http://znayka.net/oleg-grigorev/gostepriimstvo.html http://www.kids.myriads.ru/%C0%EB%FC%E1%E5%F0%F2+%C8%E2%E0%ED%EE%E2/12363/9.htm Купина Н.А. , Стернин И.А Азбука вежливости. – Воронеж, 1998. Ладыженская Т.А и др. Детская риторика. 2 класс. М., 2005.

Энциклопедия хороших манер. Сост. В. Пивовар. Спб, Диамант, 1996.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: http://pedsovet.su/load/609-1-0-7537

Классный час “Этикет и мы”

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области

«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

Подготовила А.А.Шведова

учитель математики

с. Среднебелая

2017 год

Цели:

  • дидактическая: объяснить понятие этикета, рассмотреть правила поведения в различных случаях и ситуациях;
  • развивающая: формировать умение вести себя правильно в транспорте, театре (кино), в кафе, в разговоре по телефону и т.д.;
  • воспитательная: воспитывать дисциплинированность, критичность и самокритичность, вежливость, тактичность и стремление к взаимовыручке.

Ход мероприятия

  1. Просмотр эпизода из фильма “Операция Ы”.

  2. Обсуждение поведения героя (его ошибки поведения).

Учитель: Ребята, о чем мы будем говорить сегодня? (об этикете) Сообщение темы, целей классного часа.

Учитель читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

Учитель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь веков. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе.

Учитель: Нужны ли такие общие правила? (да) Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным, выражая уважительное отношение к окружающим.

Учитель: Какие правила этикета вы знаете?

Виды этикета(основные)

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

•  придворный (государственный) этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

•  дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

•  воинский этикет — свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

•  религиозный этикет — правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

• общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Подвиды этикета

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов:

•  этикет делового и неделового общения;

• обрядовый этикет;

•  застольный этикет;

•  этикет беседы — визуальной, телефонной, электронной и др.

Этикет и я!

Телефонный этикет

  1. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные?  (в будни: с 8.00 до 10.00; в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00)

  2. При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (позвонивший)

  3. О чем уместно поинтересоваться в самом начале телефонного разговора? (уместно поинтересоваться, не отвлекаете ли вы его от дел. Если ваш собеседник занят, договоритесь о времени разговора, удобном для вас обоих.)

  4. Кто должен первым закончить телефонный разговор? (первым положить трубку должен тот, кто звонил).

  5. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (позвонивший)

Этикет приветствия

    1. Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- “Здравствуйте”; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)
    2. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?(Проходящий)
    3. Как по правилам этикета мужчина должен приветствовать женщин, других мужчин?(приветствует стоя, как женщин, так и других мужчин; произносить приветственную фразу сидя допустимо лишь в тех случаях, если он болен, достиг преклонных лет или находится в служебной обстановке)
    4. Когда мы впервые встречаемся с людьми , кто должен здороваться первым ? (мужчина , женщина , младшие , старшие , начальник , подчиненный ) (первым здоровается мужчина с женщиной; младший по возрасту со старшим; подчинённый с руководителем)

Сервировка стола

За одну минуту правильно расположите приборы на столе: тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, стакан, салфетку, блюдце, кружку, чайную ложку.

Посуду ставят по прямой лини, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку, для крепких напитков, справа – фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку.

Правила поведения за столом

  1. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)

  2. Когда следует держать вилку в правой, когда в левой руке? (В левой – когда едят мясо, при этом в правой держат нож. В правой руке держат, когда едят салаты, овощи, картофель.)

  3. Как надо есть хлеб? (Хлеб берут только рукой, а не вилкой и кладут на специальную тарелочку или салфетку слева от вас. Хлеб отламывают небольшими кусочками, пальцами левой руки, при этом вилку кладут зубцами на край тарелки, а нож в правой руке.)

  4. Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

Учитель: Ребята, а знаете ли вы как без слов показать, что вам понравилось блюдо, вы ожидаете второе блюдо и тд.

Как вести себя в помещении

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

  2. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой дама)

  3. Мужчина и женщина входят в лифт. Кто первый? (В лифт первым заходит мужчина, а на выходе же из него вперед следует пропустить даму)

  4. Должен ли мужчина снять головной убор при входе в помещение? (да)

Кафе

  1. Кому предписывает этикет первым входить в ресторан – мужчине или женщине? (В ресторан (кафе и т.п.) мужчине следует входить первым, женщина входит за ним. В зале ресторана мужчина пропускает даму вперёд.)

  2. Кому предлагают в первую очередь посмотреть меню? (Меню предлагают прежде всего посмотреть даме или старшему по возрасту.)

  3. Как приветствуют знакомых, проходящих мимо вашего столика? (Поклоном головы, не вставая (даже если это женщина).)

  4. Если ресторан посетили мужчина и женщина, кому следует оплачивать счет? (Этикет предписывает, что платить должен мужчина. Однако, если женщина хочет сохранить некую дистанцию в отношениях, может платить и она.)

В гостях

  1. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

  2. С какой стороны от гостя наливают напитки? (С правой)

  3. Можно ли приходить в гости без предупреждения? (нет)

  4. Когда не стоит ходить в гости? (Не ходите в гости рано утром и поздно вечером (после восьми часов вечера))

  5. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым? (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

Гости бывают разные … Неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие на 5 минут и приехавшие на месяц. Правила гостеприимства и этикета требуют приветливого отношения к любому гостю.

Этикет в одежде

 Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главных условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф клуба.

Я думаю не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться.

На приеме до 20:00, мужчинам можно одевать любые костюмы не ярких цветов. На приемы, начинающиеся после 20:00 следует надевать костюмы черного цвета.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнутым. В застегнутом пиджаке входят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.

В случае, когда нужно одевать смокинг это специально указывается в приглашениях (cravate noire, black tie)

Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеваться только к смокингу.

  • Журнал «Models of the season» рекомендует придерживаться следующих правил: пиджак предпочтительнее классический «английский» (с двумя шлицами сзади). В отличие от «европейского» (без шлиц) и «американского» (с одной шлицей) он позволяет своему обладателю не только элегантно стоять, но и элегантно сидеть;
  • брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а сзади доходить до начала каблуков.
  • рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надевать нейлоновых и трикотажных рубашек
  • воротник должен быть на сантиметр, полтора выше воротника пиджака
  • жилет должен быть не слишком коротким, ни рубашка, ни ремень не должны быть видны
  • ремень естественно исключает подтяжки и наоборот
  • носки к деловому и праздничному костюму подбираются в тон, ни в коем случае не белые и достаточно длинные.

Выбирая себе одежду, мужчине следует помнить о том, что отдельные детали одежды должны гармонировать друг с другом. Необходимо следить за тем, чтобы ткань и цвет костюма соответствовал времени года и ситуации; рубашки и галстуки не выглядели поношенными; носки были бы такой длины, чтобы из-под штанины не выглядывала голая нога, причем цвет носков надо подбирать в тон костюма.

Плохое впечатление на окружающих производят броские ювелирные украшения, волосы на груди, виднеющиеся через расстегнутую рубашку, чересчур прилизанные, надушенные или, наоборот, жирные волосы на голове. Усы или борода, если таковые есть, всегда должны быть аккуратно подстрижены. Обувь лучше носить из мягкой, матовой, а не лакированной кожи. Ботинки должны быть тщательно вычищены.

Соблюдаете ли вы правила этикета в поддержании

своего внешнего вида?

  1. Вы аккуратно складываете свою одежду?

Да – 3 балла.

Не всегда – 2 балла.

Нет – 1 балл.

  1. Одежду на завтра вы готовите с вечера?

Да – 3 балла.

Не всегда – 2 балла.

Нет – 1 балл.

  1. Оторвавшуюся вешалку на куртке вы пришиваете сразу?

Да – 3 балла.

Не всегда – 2 балла.

Нет – 1 балл.

Сразу переодеваетесь и аккуратно убираете все вещи на место – 3 балла.

Просто засовываете одежду в шкаф, не складывая – 2 балла.

Ходите дома в уличной одежде и снимаете ее только на ночь, разбросав как попало – 1 балл.

  1. После прихода домой вы сразу моете и чистите обувь?

Да – 3 балла.

Делаете это, но утром – 2 балла.

Это делает кто – за вас – 1 балл.

  1. Свои вещи вы стираете сами?

Да – 3 балла.

Не всегда – 2 балла.

Нет – 1 балл.

  1. Вы стрижетесь не менее одного раза в пол года?

Да – 3 балла.

Реже – 2 балла.

Вообще не слежу за своей прической – 1 балл.

  1. Вы принимаете душ ежедневно?

Да – 3 балла.

Реже – 2 балла.

Раз в неделю – 1 балл.

  1. Вы пользуетесь гигиеническими косметическими средствами (мыло, паста и т.п.) каждый день?

Да – 3 балла.

Реже – 2 балла.

Только когда вам кто – то напомнит об этом – 1 балл.

  1. Вы каждый день меняете хотя бы частично свою одежду?

Да – 3 балла.

Через день – 2 балла.

От случая к случаю – 1 балл.

Если вы набрали от 20 до 30 баллов – вы действительно стильны, аккуратны и привлекательны. Если у вас менее 15 баллов – обязательно обратите внимание на свою одежду и прическу – вы что-то упустили!

У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление

 «Первое впечатление о человеке складывается за время от 5 секунд до 5 минут. Чтобы его впоследствии изменить, потребуется вся жизнь». Люди судят о чем-то по первому впечатлению. Всегда помните об этом.

Вас пригласили в гости, где вы никого не знаете? Они запомнят вас таким, каким вы туда придете. И если вы на улице встретите человека, с которым вы не виделись несколько лет, он составит о вас впечатление именно по тому, как вы выглядите на сегодняшний день.

Что это значит? Что каждый день вы должны стараться выглядеть очень хорошо.

Психологи установили, что из всех впечатлений 55 %определяется тем, что люди видят – визуальный критерий;38 % – что слышат (голос, интонация) – аудиальный критерий; 7 % – какие слова произносят – конкретный критерий.

Не одевайтесь красиво – одевайтесь правильно

«Что значит правильно?» – спросите вы. А то и значит, что в разных жизненных ситуациях следует немного по-разному одеваться.  Одежда должна быть такой, чтобы в ней было удобно и должна соответствовать случаю.

Учитель: Нормы этикета являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что — нет.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-etikiet-i-my.html

Классный час на тему: Правила поведения за столом, 2 класс

Автор материала: Монгуш Долаана Сагаановна

Хондергей тускай (коррекциялыг) VIII-ки хевирнин школа-интернады

Класс шагы:

«Чемненип турар уеде стол артынга шын олурары».

4 класс.

I – ги категориянын эге класс башкызы

Монгуш Долаана Сагаановна.

2013 ч.

Тема: Чемненип турар уеде стол артынга шын олурары.

Сорулгазы: 1.Чемненип турар уеде стол артынга шын олурарынга уругларны ооредир.

2. Уругларны чемненип турар уеде омааш, серээ, бижекти шын ажыглап билирин, бодун стол артынга шын алдынып билирин беседа, практиктиг ажыл дузазы-биле сайзырадыр.

3.Уругларны хундулээчел, биче сеткилдиг, дузааргак, арыг-силиг болурунга кижизидер.

Дерилгези: слайд (чемнер дугайында чуруктар), ном «Книга о вкусной и здоровой пище», эът, омааш, серээ,бижек.

Класс шагынын чорудуу.

I.Организастыг кезээ.

II.Теманын тайылбыры.

а).Мун чылдар бурунгаар.

-Шаанда кижилер мун-мун чылдар бурунгаар тавак, серээ деп чувени билбес турган. Байларнын чалчалары будунге быжырып каан хаван, ан эъттерин улуг ыяш деспилерге эккеп бээр турган. Олар бичии бижектер орнунга улуг хынныг бижектер, кинжалдар ажыглап ол эъттерни кезип чиир турганнар.Чаглыг эъттерни дааштыг кылдыр соруп, аастарын чазыладыр дайнанып чиир турган.

б)Чаактар болгаш шенектер.

-Кижилернин канчаар-даа чемнениири хамаан бе?- деп айтырыг турбас. Чемненииринин шынгыы дурумнери бар.

Стол артынга олура чемненииринин дурумнерин анаа-ла чогаадып кагбаан,ол сени долгандыр олурар кижилерни хундулээринден тывылган. Шенеп кор даан.

Стол кырында салып каан эътти алгаш ийи холдап кезип чииринге сээн ийи шенээн ийи талазынче чаттыла бээр болгаш чанында чемненип олурган эжиннин чаагынга дээптип болур.

Стол кырынга шенекти салып болур бе? Ол чанынды олурар эжиннин тавак салыр местозун эжелеп алыр болгаш хевин (ченнерин) хирленип, ус чыпшынып болур. Он холунар-биле мун ижип олургаш солагай холунарнын чудуруун стол эриинге салып алырга эптиг.

Столга хаарып каан балык салып каан болза, ону бижек-биле кеспес. Чуге? Чуге дизе балыкта чинге, чидиг сооктер бар. Бижек-биле кезип тургаш ол сооктерни эскербейн ажырып болур силер. Ынчан боостаанар иштин болгаш ижин шойундулеринерни соок чара ап болур.

Ынчангаш балыкты хол-биле чиир.

Шайны азы кофени чигирлеп ижер дизе чигир урар саваже бодунарнын омаажынарны суга бербейн тускай ангы кургаг омаашты ажыглаар силер. Бир эвес будун рафинат чигир болза хол-биле каап алыр.

Дусту тускай омаажы чок болза бижээнернин бажы-биле каап ап болур силер. Хлеб, печенье, пирожки дээн чижектиг чуулдерни холдарынар-биле ап чиир силер, ынчалза-даа чанында олурар эжинерге дегбейн, шаптыктавайн ап алыр.

Чемненип олура буттарын чайып, каътташтыр салып болбас. Аасты хол-биле аштап, чотпас, ааста чемни тондур чивейн чыткаш чугааланмас. Чемненип олура аасты дааштыг чазылатпас, дырбанмас.Сооктерин, хлебтин кара карттарын стол кырынга кайы хамаанчок октавас. Стол кырын серээ, бижек, омааш-биле соктавас, шыйбас.

в) Торуттунген хун.

– Дыннанар, оол стол артынга шын олурарынын дурумнерин канчаар сагаан-дыр?

-Эжинин торуттунген хунунде бир оол чалаткан. Олар столду долгандыр олурупкаш вареньелиг шай ижип олурганнар. Оол база оларнын аразынга олурган. Чалаткан оол ол бажынга бир дугаар кирип турар болгаш дыка эпчоксунуп олурган. Сактырга шупту улус ол оолче коруп олурар ышкаш болган.

Ол холун кайнаар-даа салып аар аайын тыппайн олурган. Ол варенье булгаар шил омаашты тудуп алгаш ойнап, стол соктап олурган. Хенертен ол билбейн вазаны сопкан, оон шил омаажы сынып калган. Оол тевидээнинден холун тыртыптарга шайлыг стаканынга холу дээптерге шайы токту берген.

Изиг шай оон донмээнче тогулген.

Ыятканындан оол сандайындан тура халыыр деп чыда артында подноста пирогилер тудуп алгаш турган кырган – аванын поднозунга бажын узерге, пирогилер черни бир кылдыр чаштагылай берген.Буруулуг оол куске ышкаш донгайыпкаш, аскыда тонун, боргун апкаш, дезип уне халаан. Ол ыятканындан ол бажынче баш сукпастаан.

Силернин аранарда база чемненип турар уеде оожум олура албас сандайга долганыр, будун чаяр, холдары шолде-кайда, стол кырында савалар-биле ойнаар азы чанында эжин идер, шанчар оолдар, уруглар база бар чадавас. Бо оолдун шил омаажынын сыйылганындан, холун чайып олурганындан, оол эпчок байдалга таварышкан.

г) Чем чиртингир-ле болзун!

– Французтарнын мындыг улегер домаа бар: «Чем чиир хоон чемненип турар уеде тыптыр».

Шынап-ла чемнин чаагай чыды, чемнин даштыкы хевири, кижинин чем чиир хоонун кодурер.

– Кижинин чем чиир хоонун чуу чуве бадырып болурул? Чижээ: стол кырында чудедир топ каан компот сооктери, чедир чивейн ызыргаш октапкан хлеб, чедир чивейн каапкан чем артыы чанында олурган эжинин чем чиир хоонун бадырар.

Бажын ээзинин каап берген чемин аргалыг-ла болза тондур чиир, тавакка чуве арттырбас. Чуге дизе бирээде: бажын ээзинин сеткилин хомудатпазы, ийиде: чанында эжинин хоонун бадырбазы болур.

Чурумнуг кижи бажын ээзинин салган чемин тондур чиир ужурлуг.

д) Бичии салаа чокка.

Чем уезинде стол артынга шын олурарынын дурумнеринден ангыда шын туруп чоруурунун чуруму база ында кожа чоруур, харылзаалыг .

Чеминни мурнай тондур чипкеш эжин каапкаш турбас. Аргажок турар апарза эжинден азы бажын ээзинден чопшээредип аар. Чуге дизе эжи тура бээрге арткан улус далажыр дээш кезек кезээ-биле аасче суп чиир дыка эпчок байдалга таваржыр. Кымны-даа эпчок байдалга таварыштырбас дизе, шупту манажып алгаш денге турза эки.

Чамдык улус аянзып аякты уш, азы дорт салаазы-биле азы бичии салаа чокка тудуп алгаш шай ижер. Ол шын эвес. Бичии салаазын оранчок кыдыынга кожайтып аары шын эвес.

Ол шын эвес арганы шаанда бай садыгжылар ядыы чондан ылгалыр дээш адыыргап тудуп турганы ол .Ону тенек, ёзуургак кижилер бо-ла оттуне бээр таварылгалар бар.

е) Стол артынга шын олурарынын, шын алдынарынын кол дурумнери.

Кажан чемненип олургаш улуг-улуг кезектерни (кусоктарны) аасче сукпа – ол чараш эвес.Чем уезинде аскын улгаттыр ажыткаш чугааланма. Бир эвес сенче айтырыг салза аксында чемин чипкеш, оон харыыла.Чемненип олургаш дааштыг дайнанма, изиг чемни урбе, тавакты омааш-биле дырбава, дааш чок чемненирин кызыт.Эътти бичии кезек-кезек кылдыр кескеш чи .

Бир кезекти кескеш чигеш дараазында кезип чи. Шуптузун бичиилей кезип алба. Чуге дизе таваан чараш эвес костур болгаш эъдин соой бээр.Хаарган болгаш хайындырган дагаа, кас, одурек эъдин тавактан серээ-биле ал, ону кезери берге болза салаа-биле алгаш чи.Балык эъдин хол-биле хлеб картынын дузазы-биле ап чип болур. Салааларны чылгап болбас, салфетка-биле аштаар.

Гарнир-ногаа, картошка, макарон, вермишельди серээ-биле чиир болгаш, хлеб картын ажыглаар.Серээ-биле чиир чемнерни омааш-биле чиве.Бижектен чем чиве – ол чараш эвес болгаш ааска айыылдыг.Котлет, балык, чуурга – азы чымчак чемнерни бижек-биле кеспейн, серээни ажыглаар.Кажан бижекти ажыглап тургаш он холунга тут, а серээни солагай холунга тут. Оларны бир-бир холунга солуй тутпа.

Компот соогун аскындан таваанче дукпурбе, омаашка каггаш оон тавакче каг.Бир эвес бодундан ырак чыдар чемни алыр дизинзе, холун сунмайн чанында эжинни дамчыдып бээрин диле.Ниити савадан чем алырда шиливе, бодунче чоок чыдар чемни ал.Сок азы компотту савазындан ишпе, стаканга кудуп ал.Чемненген соонда ложка, бижек, серээни скатерть кырынга салба, таваанга сал.

Хирлиг таваанны эжиннин таваанын кырынга эжинден айтырбайн салба.Ийленип олурба, будунну бир будун кырынга салба.Чемненип олургаш номчуттунма, ол долгандыр олурар улуска эпчок база бодунга хоралыг.Хлеб артыын октава, (кара чери ажыктыг, витаминниг.).

Сактып ал, хлеб быжырар дээш чеже кижинин дери, кужу унуп турарыл, тарааны тарып остурери кай-хире улуг куш унерил? Сактып ал, чер кырында 1000,1000 кижилерге хлеб ортек чок унелиг чем.III Быжыглаашкын

Практиктиг ажыл.

Шайлаашкын.

– Ам, бо дурумнерни кайы-хире шингээдип алганынарны шайлаашкын уезинде коор бис.

IV Туннел

Чемненип турар уеде кымнын шын, шын эвес чемненип олурарын хайгаарап туннээр.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/klassnyy-chas-na-temu-pravila-povedeniya-za-stolom-2-klass.html

Ссылка на основную публикацию