Классный час на нравственную тему, 4 класс

Классный час в 3 А классе « Поговорим о нравственности». – презентация

Классный час на нравственную тему, 4 класс

1 Классный час в 3 А классе « Поговорим о нравственности».<\p>

2 Что такое нравственность? Нравственность русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.<\p>

3 Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.<\p>

4 Нравственные ценности и нормы. Нравственные ценности это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Нравственные регуляторы это правила поведения. Нравственные регуляторы разнообразны. Каждый человек выбирает (осознанно или неосознанно) те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных правил, которые по традиции считаются обязательными для всех. Они являются нормами морали.<\p>

5 Нравственные ценности с одной стороны, и нравственные нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие определённого поведения. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает норма: «Быть честным». Говоря о честности, часто имеют в виду честность как ценность, и считают её нравственностью.<\p>

6 Важнейшей особенностью нравственности является её ценность. Таким образом, на вопрос : «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» можно ответить, что просто следование нравственным принципам это самоцель.<\p>

7 Нравственные принципы – это добросовестный труд на благо общества; забота о сохранении общественного достояния; высокое сознание общественного долга; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; честность, правдивость; непримиримость к несправедливости, злу и насилию; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; нравственная чистота, простота, скромность; взаимное уважение в семье.<\p>

8 Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности.<\p>

9 Первая ступенька познание, когда маленький ребёнок познаёт, что хорошо и что плохо.<\p>

10 Вторая ступенька отношение, когда мы можем любому поступку дать свою оценку, высказать своё отношение.<\p>

11 Третья ступенька поведение, когда человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других, возможно совершить героический поступок.<\p>

12 И ДЕЙСТВУЙ ПОТОМ, КАК ВЕЛЯТ УБЕЖДЕНИЯ. Всему что достойно, Учись, не ища награждения,-<\p>

13 Использованные материалы:<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/551649/

Классный час по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальных классов “Доброта творит чудеса” – PDF

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Подробнее

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» – Ведущий. – Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

Подробнее

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Тема: Дружба. Цель: развитие представлений о дружбе, понимания их значения в жизни общества Задачи: Дать понятие определения «дружба», показать ее важность

Подробнее

Направление: «Я человек» УРОК ДОБРОТЫ педагог Кузнецова С.В., Красноярская общеобразовательная школа 5 Класс: 3 «Б» (умеренная степень умственной отсталости) Цель: формирование представлений о добре и

Подробнее

Классный час “Доброта истинная и доброта ложная” Цели: воспитание способности совершать добрые дела на благо людям, осмысление категории доброта, мотивация на добрые дела; Оборудование: 1. Карточки со

Подробнее

Классный час на тему: «Сад Доброты» Цель: развитие представлений учащихся о добре, воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки; развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать

Подробнее

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» МБОУ «Гимназия 1» учитель начальных классов первой квалификационной категории Герасимова Елена Владимировна г.мытищи 2014

Подробнее

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «Делать людям добро – хорошеть самому». Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту

Подробнее

Тема занятия: «Урок доброты» Возраст детей: 1 3 класс КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 п. Ванино Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения. Задачи: образовательная учить употреблять

Подробнее

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 20 Краснодарский край Новопокровский район ст.новопокровская ул.черняховского 1 Классный час «Спешите делать добро!» Участники:

Подробнее

Сценарий проведения занятия к Международному дню толерантности 16 ноября. для 3-4 классов. Тема: «Толерантность «Все мы разные». Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки со словами

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга.

Подробнее

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ МАТЕРИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА АНТИПИНА Цель: сохрaнeниe сeмeйныx трaдиций, цeннoстeй, чeрeз сoвместнyю твoрчeскую дeятeльнoсть дeтeй и рoдитeлeй. Задачи: –

Подробнее

Урок по ОРКСЭ в 4-Б классе. 17.01.2015 г. Учитель: Мельник Наталья Николаевна Тема: «Дружба». Цели: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности Задачи: выявить и углубить

Подробнее

«Спешите делать добро». Говорят: «Красота спасет мир!» А, наверное, следует прибавить: «Красота и доброта спасут мир!» Этимология слова «добрый» изменялась. Было время, когда наши предки этим словом оценивали

Подробнее

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия 8 г.шебекино Белгородской области». Классный час «Поговорим о доброте» (1 класс) Учитель Наумова Л.П. Шебекино 2012 г. Цели и задачи:

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (классного часа) Тема «Мамино сердце» Подготовила: классный руководитель Букреева Галина

Подробнее

Классный час на тему: «Мир, который нужен всем» Листы разного цвета Цель: 1. Мир- голубой 2. Ромашка- белая 3. Солнышко желтое одно для всех 4. Малая родина Санкт-Петербург (зеленый) 5. Мои любимые места

Подробнее

Этическое занятие на тему: «Лад под общей крышей» в 8 «Г» классе с участием родителей. 1.Там за полями, за лесами Домик родной стоит. В нём родитель с добрыми глазами Там теплота царит, Там чудо дети веселятся,

Подробнее

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптивные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 2» Раздел: «День, полный событий». г. Хабаровск Урок музыки

Подробнее

Тема занятия: «Добрым жить на белом свете радостно» ( Занятие внеурочной деятельности кружка «Школа вежливых наук»). Учитель: Тумашинова А.В. 1. Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность

Подробнее

Классный час Тема: Сотвори себя сам Цель: формировать нравственные качества доброта, доброжелательность. Задачи: – пропагандировать здоровый образ жизни; – развивать творческие способности; – обучать общению.

Подробнее

Сценарий развлечения «Это мой ребенок». Совместное мероприятие для родителей и детей подготовительной группы Задачи: – способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детскородительских отношений,

Подробнее

Программа рассчитана на четыре года обучения. I Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 класс: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие

Подробнее

Черепанова Наталья Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрянская основная общеобразовательная школа 2» Пермский край, город Добрянка СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО

Подробнее

Автор сценария: Крыжановская Наталья Валентиновна МБОУ СОШ 3 г.конаково Тверской области Учитель начальных классов Классный час, посвященный Дню Матери. Цель: – воспитывать уважение к мамам; -развитие

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Подробнее

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ «Что такое дружба?» Провела воспитатель Коваленко Ирина Михайловна Москва, 2011 г. Задача педагога – помочь детям понять, что

Подробнее

«Мамино сердце» Песня «Мамино сердце» – ансамбль «Фантазия» Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Кто на свете всех мудрее, Всех любимей и добрее? : И ей зеркальце в ответ: Все тут девицы прекрасны,

Подробнее

МКДОУ «ЦРР- д/с 4» Развлечение в разновозрастной группе «День дружбы» Воспитатель: Хрипкова Е.Н. Анна, 2016г. «День дружбы» Цель: уточнение и закрепление и представлений детей о том, что значит «уметь

Подробнее

МБОУ «СОШ» п.теплая Гора Горнозаводского района Классный час Защита проекта «Моя семья моя радость» (для 6-7 классов) Составила: учитель ИЗО и черчения Романченко А.С. Цель: Воспитание бережного отношения

Подробнее

Внеклассное мероприятие «Только ли в беде познается друг?» Цель: формирование сплоченного коллектива; воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу; развитие умения учащихся вести

Подробнее

Классный час ДЕНЬ МАТЕРИ (Дети пишут небольшое сочинение о своих мамах и бабушках, отвечая на вопросы анкеты: 1 Любимое занятие мамы(бабушки). 2 Любимая песня. 3 Любимый фильм. 4 Любимая пора года. 5 Любимая

Подробнее

МБДОУ ЦРР детский сад 42 «Кораблик» Сценарий праздника ко Дню Матери Подготовила: воспитатель Тюльпина Т.С. Г. Коломна 2014 Программное содержание: продолжать учить детей выразительному чтению стихов;

Подробнее

Рабочая Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный

Подробнее

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Подробнее

1 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Книги мои друзья» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Книги мои друзья (7 часов) Дать первоначальное представление о книге,

Подробнее

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа… 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях… 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»… 6 Рассказ… 6 3. «Старый дед и внучек»… 8 Басня…

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/46684880-Klassnyy-chas-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-dlya-uchashchihsya-nachalnyh-klassov-dobrota-tvorit-chudesa.html

Темы классных часов

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Тема 1. Что такое искусство и для чего оно  людям?

Какие виды искусства существуют (музыка, литература, живопись, изобразительное искусство, театр и кино)? Что  у них общего и особенного? Какие виды искусства возникли раньше, а какие – позже? Какие средства выразительности используются в разных видах искусства? Какую роль играет искусство в жизни современного человека? Где можно познакомиться с лучшими образцами мирового искусства? Какие  виды искусства ценят в твоей семье и почему? Что значит быть грамотным зрителем и слушателем?  Как вести себя в театре, музее, на выставке?

Тема 2. Что такое красота природы и почему ее воспевают люди? 

Как изменяется природа в течение суток: восход солнца ранним утром, знойный полдень, закат? Могут ли быть красивыми снег, дождь, туман? Что означает выражение: «у природы нет плохой погоды»?

Красота на окошке: какие комнатные растения есть у вас дома? Как правильно ухаживать за ними?  Как ухаживать за домашними животными? Любите ли вы всей семьей отдыхать на природе, на даче? Как вести себя на природе?

Тема 3. Почему люди любят красивые предметы?

Какие предметы в вашем доме ценятся больше всего? Что значит предметы быта и как они возникли? Что такое реликвии и есть ли они в твоей семье? Как ухаживать за различными предметами, чтобы их сохранить?

Как ты можешь создать красоту в доме, школе? Что такое интерьер? Какой интерьер в твоей комнате? Как его улучшить?  Почему нельзя разрушать и портить предметы, окружающие человека?

Тема 4. Что такое красота человека?

Какого человека люди называют красивым? Как воспевается красота человека в искусстве? Что означает пословица: «По одежке встречают – по уму провожают? Чем красивы люди вокруг нас? Что  значит быть опрятным?

Тема 5. Почему  человек стремится к созданию красоты в окружающем мире?

Почему говорят: «Человек – творец»? Что значит красота рукотворная и нерукотворная? Являешься ли ты творцом? Кто из окружающих тебя взрослых создает красивые вещи, произведения искусства или просто заботиться о сохранении красоты? Какие увлечения есть в твоей семье?

Тема 6. Почему сказки называют особым видом творчества?

Какие виды сказок бывают? Почему говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»? Какие сказки были любимыми? На каких сказочных героев хотелось бы походить? Умеешь ли ты сочинять сказки? Какие мультфильмы и кинофильмы созданы на основе известных сказок?

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Источник: http://www.school.embrussia.ru/?q=node/104

Тематика классных часов 4 класс

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

п/п ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА Сроки проведения
Классный час «Начало нового учебного года» Сентябрь
Россия – Родина моя. Сентябрь
Беседа «Добро и зло в человеческом мире и природе» Сентябрь
Классный час: «Мой зеленоглазый друг». Сентябрь
Классный час «Гигиена и её значение». Сентябрь
Беседа: «Совесть – неписанный нравственный закон человека». Октябрь
Классный час «Устав – закон школьной жизни». Октябрь
Классный час «Заповеди класса». Октябрь
Беседа о безопасном поведении «Кто стучится в дверь ко мне?» Октябрь
Классный час «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе». Ноябрь
День народного единства Ноябрь
Беседа: «Как правильно готовить уроки». Ноябрь
Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека». Ноябрь
Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным» Ноябрь
Классный час «Добрые руки человеческой помощи». Декабрь
Беседа «Решение конфликтных ситуаций». Декабрь
Профилактическая беседа с врачом гимназии «Береги свое здоровье». Декабрь
Тематическая беседа «Как уберечься от гриппа». Декабрь
Беседа «Терпение и труд все перетрут» Декабрь
Беседа – совет «Обман и его последствия». Январь
Классный час «Чем можно гордиться в наше время?» Январь
Классный час «Что такое патриотизм?» Январь
«Хорошие и плохие черты характера» – воспитательная беседа. Январь
Конституция – законы нашей жизни. Январь
Классный час «Защитники Отечества в моей семье». Февраль
Классный час «Какого человека можно назвать культурным?» Февраль
Беседа «Правила этикета: знакомство, правила обращения с окружающими, волшебные слова». Февраль
Путешествие в «Книжкино царство» Февраль
Беседа: «Мамины помощники». Февраль
Беседа «Добрые дела». Март
Практикум с учащимися «Язык, мимика и жесты» Март
Классный час «Мамы разные нужны…» Март
Беседа « Правда и ложь». Март
Игра – путешествие «Откуда берутся лентяи» Март
Нравственная беседа: «Уважение и терпимость». Апрель
Классный час «Зависть – чем она опасна». Апрель
Декада по борьбе со сквернословием « Нет сквернословию!» Апрель
Классный час «Первые космонавты». Апрель
Воспитательная беседа: «Ты и твои друзья». Май
Классный час «Обычаи и традиции моей семьи». Май
Беседа «Природа – наш дом». Май
24 мая — День славянской письменности Май
Тематическая беседа «Конец учебного года». Май

Источник: http://aret.ru/dokumenty/material/tematika-klassnykh-chasov-4-klass/

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности.

Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества.

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами.

Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека.

В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися».

Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность.

Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным.

Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.

Роль родителей и школы в воспитании

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения.

В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения.

В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания.

Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности.

Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Источник: https://azbyka.ru/deti/klassnyjj-chas-po-dukhovno-nravstvennomu-vospitaniyu

Персональный сайт учителя информатики – классный час по духовно-нравственному воспитанию

Классный час в 7-м классе “Не жалейте сердца… Добру откроются сердца”

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

– продолжить формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, любви, толерантности; – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

– показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Форма проведения:  дискуссия

Методы проведения:

– поисковые  – дискуссионные 

– игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Оборудование: запись мультфильма, карточки с высказываниями мудрых, лото,  запись песни, карандаши, листы бумаги, клей, сердечки, фломастеры.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, игровое лото, чтение в лицах сцены «Перед вами две дороги», сообщения учащихся, индивидуальные задания.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Доброе слово – бальзам для души.
Доброе слово – мост в душу.

1. Оргмомент

Слайд 1  Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, посмотрев на пословицы, являющиеся эпиграфом к нашему классному часу. Итак, вы догадались? Правильно. О добре, о человеке. И тема – призыв  нашего классного часа: «Не жалейте сердца… Добру откроются сердца”

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и другое.

Наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И сегодня в  21 веке эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и мнений.

Хочется выяснить вашу позицию.

Живя в 21 веке В Отечестве своём, Хочу о человеке

Поговорить простом.

– Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

Слайд 2   Учитель:  В понятие «человек» включены следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность, я, личность. Все эти понятия относятся к каждому из нас.

Попробуем сначала разобраться с первыми четырьмя понятиями. На столе у вас карточки – лото. Попробуйте выбрать соответствующие карточки каждому понятию и разложить их у себя на столе. Затем проверим.

  (Приложение 1)

Правильный вариант дети аргументируют:

индивид

организм

индивидуальность

я

Homo Sapiens Единичное Природное существо

Принадлежность к роду человеческому

Голова Руки Ноги Сердце Система пищеварения

Система кровообращения

Рост Вес Голос Почерк Походка

внешность

Самоуважение Себялюбие

Завоевание симпатий

3. Диалог учителя и учеников

Учитель: Я – Человек! Но личность ли я? Что же такое личность?

Ребята я хочу представить вам нашего дежурного филолога – Анжелика.

Анжелика: Личность – многозначное слово. В понятии этом выражается самое главное – совокупность внутренних свойств человека как существа общественного, таких как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли держать слово.

Учитель: Человек и личность – это не синонимы! Человек ещё может не быть личностью, но личность – это всегда человек. Личность неповторима. Какими же качествами должна обладать личность?

Ученик: Смелость, доброта, любовь, совесть, толерантность. Авторитет, творчество, ответственность, милосердие, щедрость и другие.

Обращаюсь к Анжелике

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.(Рассказывают подготовленные учащиеся.)

Учитель: В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников.

В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах.

Ученик: А начнем мы его с удивительных строк

Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

А.Чепуров

Учитель:

 Вот вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да, доброте. Напишите или выразите в рисунке, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы ребятам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?  

Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Ученик:

Ходите дорогами ясными, Летайте высокими трассами. Орбитой любви привета Пусть мчится вся наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

Учитель: Я хочу прочитать вам очень хорошее стихотворение, которое отражает моё понимание этого слова:<\p>

Себя достаточно я знаю – как далеко мне до святой. Но я колени преклоняю перед людскою добротой. Пред теми, кто всего однажды мне повстречался на пути, Кто новостью делился важной, иль взялся чемодан нести.

Кто место уступил в трамвае, так просто подарил цветы… Жизнь постоянно умножает долг неоплатной доброты. Стоит колодец деревенский – черпать – не вычерпать до дна. Как символ доброты Вселенской: всегда живая в нём вода. И кто-то дальний, но родной, на доброту добром ответит.

Тихонько скажет: “Я с тобой! Ты не одна на белом свете!”

 А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Ученики: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу со  вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего, великие писатели. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор. (у каждого на столе листок с высказываниями известных людей).

Слайд 3  Учитель: Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З – «Земля» Л – «Люди» М – «Мысль»

Д – «Добро»

Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

– А как ребята вы думаете, что такое милосердие?

Слайд 4  Ученик: Милосердие – это доброта и уважение

– любовь к людям – сострадание к людям  – стремление приносить пользу и радость людям – отзывчивость (сопереживание) – стремление оказать поддержку другим – душевный отклик

«Милосердие – это активная доброта»

Учитель: Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

Слайд 5  Ученик: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Слово имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Слайд 6   Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • виспанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы). Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?(Ответы).А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Просмотр мультипликационного фильма. (Приложение 2)

Вопросы после просмотра:

– Почему так актуальна толерантность в настоящее время? – Легко ли быть «белой вороной»?

– Как понимаете смысл пословицы «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним»? (Ответы).

Далее учитель и ученики обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность это  активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Слайд 7 – Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения).

Например:

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.

Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Слайд 8  Ученики: Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте…”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы. – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка. – Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку. – Отпусти.

Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине. – А нам-то что? Он сам виноват. – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. – Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? – Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.

– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её. – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. – Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.  – Спасибо, леди, спасибо…

– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь. – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача.

Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.

– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

4. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Учитель: Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми(рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  • Хорошо или плохо, что мы все разные?

  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Ученики:  Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: А что у нас общее?

Ученики:  Учёба; класс, возрастные интересы.

Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д.

Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

5. Заключение

Учитель: Мы завершаем наш классный час, но мы не прекращаем наш путь к доброте, не жалея сердца, потому что только добру откроются сердца.

Добро творить спеши, мой друг, И для друзей и для подруг, Порою им бывает худо, Добро твое им будет чудом. Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело,  Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять. Такая истина бытует: Добра не делай – зла не будет, С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,  Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

  —Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Живите так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Дарите друг другу улыбки. Идите дорогою добра!!!

Слайд 9Фонограмма песни «Дорога добра»(сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)

Рефлексия: Напишите на ваших сердечках,  чему научил вас сегодняшний классный час и прикрепите на наш стенд с рисунками.

Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра.

Но если с другом худо, Не уповай на чудо – Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Источник: http://prig-zaveruha.ucoz.ru/index/0-9

Ссылка на основную публикацию