Классный час «как меня зовут?», 3-4 класс

Классный час для учащихся 5 класса “Как меня зовут?”

Классный час «Как меня зовут?», 3-4 класс

Цель:

  • Познакомить учащихся с историей происхождения фамилии, имени и отчества;
  • Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;
  • Формировать чувство собственного достоинства и уважения к своей семье, своим предкам;
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход мероприятия.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня классный час посвящен истории происхождения вашей семейной фамилии, вашего имени и отчества. Называется наш классный час «Как меня зовут?».

Вы готовились к данному мероприятию, занимались поисковой творческой работой и подготовили отчеты. У каждого из вас есть оформленный листок-отчет, где записана история происхождения вашей фамилии и отмечены имена членов семьи.

На классном часе вы будете получать полезную информацию, которой можете пополнить свои отчеты. Итак, начнем!

Нет меж живущих людей, да и не может

и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых

своих получает…

(Гомер)

– Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

– Думаю, ни для кого не секрет, что нет на свете двух абсолютно одинаковых людей. Все мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, взглядами на жизнь и, конечно, именами. Каждый из нас носит имя. По имени к нам обращаются, имена регистрируются в документах. Что же такое – имя?

(высказывания ребят)

– В толковом словаря имя определяется как личное название человека, даваемое ему при рождении. Изначальный смысл имени – одним точным словом схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную особенность.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далекому прошлому, к истокам развития русского языка.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку, как примета, по которой его можно было выделить из рода и семьи. В одних случаях человек характеризовался по каким – либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда – по роду его занятий.

– Приведу пример нескольких русских имен – характеристик, а вы мне поможете. Итак, по внешности человека: Мал, Милава…

(Косой, Кудрыш, Черныш, Бел, Некраса…)

  • По черте характера: Добр, Досада…

(Храбр, Молчан, Умник, Дурак, Несмеяна…)

  • По месту в семье: Первый, Меньшак…

(Второй, третьяк, Ждан, Старшой…)

  • По профессии: Селянин, Портной…

(Кузнец, Кожемяка, Стрелец, Рыбак…)

– Ребята, а вы заметили, что древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища. В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было. Так что же произошло и почему современные русские имена так не похожи на древние?

Путешествие в историю.

Чтобы разобраться в этом, вернемся в Древнюю Русь, в X век. Идет крещение Руси князем Владимиром. До этого Русь была языческой, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, солнца, земли, воды… Словом, люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним богам приходит вера в единого Бога.

Обряд «крещения» или обращение человека в христианскую веру, состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну» языческой веры и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями..

– Ребята, а теперь возьмите «сердечки», на которых написаны ваши имена и прочитайте их перевод. Следует помнить, что наши имена – это перевод с других языков, а не прямое значение. Поэтому неверно утверждать: Петр – означает камень, скала. Следует сказать так: имя Петр произошло от греческого слова, которое переводиться камень, скала.

Кто знает, как переводятся ваши имена?

Расскажите классу, перевод своего имени.

– Как видите, имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов, в основном греческого и римского происхождения.

– А вы обратили внимание, что ваши имена немного отличаются от тех, с которыми вы обращаетесь друг к другу? Почему?

На доске записаны имена: Саша, Таня, Нина, Коля, Алеша, Женя, Алексей, Александр, Евгения, Николай, Татьяна. Запишите их парами.

Дети выполняют задание.

– Какое имя осталось без пары? (Нина) Это имя употребляется только в одной форме, которая хотя и короткая на вид, но считается полной. Приведите примеры таких имен.

(Артем, Денис, Андрей, Антон, Вадим, Вероника, Зоя, Кирилл, Лариса, Марина, Олеся, Никита, Тамара)

– Имена, как известно, бывают мужские и женские. Это задание выполните, работая в паре. Из слов, которые я буду диктовать, в правый столбик запишите имена девочек, в левый – мальчиков. Света, Коля, Саша, Лена, Миша, Валя, Женя.

Дети выполняют задание.

  • Какие имена записали в оба столбика? (Женя, Саша, Валя)

– А есть ли у мужского имени Федор женская пара? Ответить на этот вопрос вам поможет произведение К. Чуковского «Федорино горе».

Один из учащихся вслух читает отрывок из стихотворения.

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

“Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!”

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.Сейчас это имя редкое.

– А теперь послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

  • Как же можно различить этих девочек-тезок? (по фамилии)
  • А в нашем классе есть тезки?
  • Как мы различаем наших тезок?

– Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Вот как об этом написал поэт Г. Граудин.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

– Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно так же образовались ваши фамилии. Одни – от личных имен; другие – от названий мест, где жили ваши предки, третьи указывают на профессию, четвертые – от названий животных, пятые – от черт характера.

Вы получили задание узнать или предположить происхождение своей фамилии. Кто хочет поделиться с классом своим открытием?

Представление истории происхождения фамилии учащимися.

Задание: Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

От профессий

От наружности и черт характера

От названий животных или растений

Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков.

– Представьте себе такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как можно их различать? (по отчеству)

– Действительно, кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Слово «отчество» означает «имя по отцу». К имени детей при рождении добавляется имя их отца, указывается, чьими сыновьями и дочерьми они являются. Отчество всегда дается по полному имени.

– Вы все слышали о богатыре Илье Муромце. А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?

Дети строят предположения.

  • Послушайте слова былины, и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьеву приближается…

  • Как зовут героя по имени и отчеству? (героя зовут Илья Иванович, а фамилия Муромец, т.к. он из города Мурома)
  • Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени и отчеству.

Напишите полностью ваше имя, отчество и фамилию. И запомните, что они всегда пишутся только с большой буквы.

Рефлексия.

– Почему одни имена и фамилии мы запоминаем навсегда, а другие не вспомним даже завтра?

– Что вам запомнилось больше всего?

– Мне бы хотелось закончить словами выдающегося философа П. А. Флоренского: «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека. Надо потратить много сил, чтобы заполнить его надлежащим содержанием». Помните это!

Источник: https://infourok.ru/klassniy-chas-dlya-uchaschihsya-klassa-kak-menya-zovut-595882.html

Домашние животные. Классный час

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Юлия Сергеевна.

Давайте вместе прочитаем, как меня зовут.

Ребята, тема нашего классного часа: « Домашние животные».

Цель классного часа: Формировать представление о роли животных в жизни человека.

Давайте еще раз хорошо прочитаем тему нашего классного часа.

А теперь, мы немного поиграем.

Загадки:

1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

2. Он пушистый и глазастый,

Он ушастый и зубастый.

Травку кушает, морковку,

Проявив свою сноровку –

В клетке сгрыз дощатый полик.

И не зайчик он, а ….

3. Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьет,

Песенки поет.

4. Птичка в клеточке сидит

И с тобою говорит,

Ей секрет не доверяй,

Разболтает…

5. Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

6.Идет – бредет,

Бородой трясет,

Травки просит: « Ме-е-е,

Дай – ка вкусной мне – е –е

7. Есть у Сявки пятачок,

Два блинка и кренделек.

Без шнурков на нем ботинки,

А костюмчик со щетинкой.

8. Кря-кря-кря! Сюда, сюда!

Раздается из пруда.

Так зовет своих малюток

Кряква, по другому …

Ребята, как вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о домашних животных.

Но именно будем говорить, о кошечках. Кто из вас мечтает о том, чтобы вам подарили котенка?

А у кого уже дома есть котенок или взрослая кошка?

Давайте представим, что я мама и домой принесла в сумочке маленького котенка. Он очень испуган, голодный.

Как сделать, так что бы его успокоить?

Кто может показать?

– погладить

-сказать ласковые слова

-накормить

– найти место где он бы мог поспать

Итак, теперь мы знаем и умеем обращаться с животными. Но  помимо, как любить своих животных, нужно и уметь правильно за ними ухаживать

Кто мне скажет, как нужно ухаживать за своими животными?

А теперь, давайте вместе составим последовательность, как нужно ухаживать за своими животными.

– Покормить

– убирать

– играть

– выгуливать

Теперь, вы знаете, что не так просто иметь животного. Что помимо как играть, за ними нужно и еще ухаживать.

А самое главное не давать их в обиду.

Вы наверно все видели мультик, котенок по имени Гав. У которого не было дома, который бродил сам по себе. За ним не кто не ухаживал, не кто не дарил теплоту и ласку.

Вы ,когда, идя домой, видели сколько на улице кошечек у которого нет дома. Но мы можем  им помочь, у вас на краю парты лежат маленькие листочки и конверты. И мы, сейчас, нарисуем им дом. И отправим по почте. Чтобы у каждого бездомного животного был  свой домик.( играет музыка)

И так все нарисовали, а теперь ложем свои домики в конверт и бросаем в ящик.

3 Итог

Ребята, какие мы молодцы! Мы любим своих животных. Не обижаем их. А наоборот помогаем.

Дети, вам понравился сегодня классный час?

Что вы узнали нового?

Вы будете помогать животным?

Молодцы, вы очень добрые и чуткие детки!

Здороваются с учителем

Читают хором имя и отчество учителя

Внимательно слушают учителя

Хором читают на доске тему классного часа

Собака

Кролик

Кошка

Попугай

Хомяк

Коза

Свинья

Утка

Дети отвечают

Дети фантазируют и разыгрывают

Кормить, играть, гулять

Дети составляют вместе последовательность

Дети рисуют домик

Кидают рисунки в почтовый ящик

Читайте также:  Классный час во 2 классе. наш пушкин

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=13049

Праздник выпускного вечера в начальной школе

Сценарий выпускного вечера предполагает участие родителей, учителей, учащихся. Содержит творческие задания для всей аудитории.

Цель: создание условий для доброжелательного общения и содержательного досуга учителей, родителей и учащихся, воспитание любви к школе

Задачи:

  • способствовать развитию кругозора и коллективно-творческих качеств учащихся; 
  • создать учащимся и родителям с разными возможностями и способностями условия для творчества;
  • использовать новые формы и методы при проведении праздника;
  • формировать гармоничные отношения “ученик – родитель – учитель”.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Ценить и принимать базовые ценности, поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества; оценивать свое поведение в соответствии с ценностями общества; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.
  • Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
  • Регулятивные: самостоятельно в любой игровой ситуации регулировать степень внимания; организовывать самостоятельно игровую деятельность с учётом требований её безопасности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять действия в игровой и соревновательной деятельности.
  • Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Форма: конкурсная праздничная программа.

Целевая аудитория: 4 класс, родители, учителя.

Реквизит: флакончик мыльных пузырей, косы (широкие ленты, скрепленные в начале), ладошки участников – учеников, на которых написана фамилия, имя и пожелания учителю, цветной круг картона, на который будут приклеиваться ладошки; клей-карандаш; ткань-ширма; обычные шарики; шарики для моделирования – ШДМ; цветная широкая лента, 3 м, с отмеченной серединкой; 2 карандаша; воздушные шары для запуска по количеству участников.

Ход праздника

1ТРЕК фон.

Главная новость сегодняшнего дня – окончание учебного года. А для наших четвероклашек это ещё и прощание с начальной школой.

Сейчас в сердце каждого родителя звучат нотки гордости за своих чадушек.

А виновники этого праздника… да какие они виновники, они же просто ГЕРОИ!!!

Ведь они преодолели первую свою трудную ступеньку в четыре года под названием начальная школа. А впереди у них следующая ступень на пути школьной жизни.

Все, что встретится на этом пути, будет завтра, а сегодня прекрасный праздник.

Встречайте! Самые лучшие, самые красивые, самые умные, самые шумные, самые любимые, но, …. к сожалению, уже бывшие ученики 4 класса.

2 ТРЕК ДЕФИЛЕ ВЫПУСКНИКОВ.

Начальная школа….. Почему начальная? Да потому что это начало школьной жизни, а начало всегда самое трудное!!!

Не одну тетрадку исписали вы за эти годы учебы. Как не слушались вас буквы.

Просто не верится, что не так давно все вы были такими неумейками. Но сегодня все это позади.

Сегодня у вас самый радостный и грустный день. Радостный – потому что вы взрослеете, мечтаете учиться дальше, работать, творить и жить. А грустный – потому что вы прощаетесь с начальной школой – уютным уголком, в котором вы радовались и грустили, плакали и смеялись все четыре года, прощаетесь с вашей первой учительницей.

Без нее это начало было бы намного труднее.

Без нее, без _________________________________

Громом аплодисментов мы встречаем лучшую учительницу начальной школы, педагога с большим сердцем, вырастившую не одно поколение алданцев!

Человек жизнерадостный, позитивный, любящая свою работу и посвятившая ученикам всю свою жизнь!

ТРЕК 3.

Мамам, папам улыбнитесь! Вокруг себя вы повернитесь! Руки вверх все поднимите, пальцами пошевелите. Крикнем весело: Ура! Праздник начинать пора!!! Собрались сегодня в зале, Точно будет пир горой. Значит что же? Наступает –

Лучший праздник – выпускной!

Дружно хлопнем мы в ладоши Покачаем головой, А чего тут сомневаться

Отмечаем – выпускной!

Если первый ваш учитель Грустно машет вам рукой, Это значит наступает –

Славный праздник – Выпускной!

Сегодня все немного волнуются: четыре года вы шаг за шагом поднимались по самым трудным ступенькам лестницы знаний.

8 820 уроков проучились вы вместе с тех пор.

Выучены десятки правил, решены сотни задач и тысячи примеров, множество научных фактов засели в ваших головах, а некоторые до сих пор там не умещаются.

1920 исписанных тетрадей.

6 789 выполненных домашних заданий!

А сколько прошло классных часов, а сколько раз вы принимали участие в конкурсах и соревнованиях, а олимпиады…?

И, конечно, мы верим, что в школе вы были лучшими!

Кричалка для «ашек»

Класс ваш в школе самый умный, Пятерок хватит ли едва. Мы вам скажем непременно,

Лучший класс 4 «А»

Класс ваш в школе самый шумный, Что кружится голова. Мы вам скажем честно-честно,

Лучший класс 4 «А»

Класс ваш в школе самый дружный, Просто не разлей вода. Мы вам скажем: без сомнений,

Лучший класс 4 «А»

Кричалка для «бэшек», «вэшек»..

Класс наш в школе самый умный Первые всегда, везде. Мы вам скажем непременно

Лучший класс .. (4 «Б»)

Класс наш в школе самый шумный, Ходим мы на голове, Ну-ка братцы мне ответьте,

Лучший класс … (4 «Б»)

Класс наш в школе самый дружный, Вместе в радости в беде. Отвечать скорее нужно

Лучший класс … (4 «Б»)

А теперь давайте познакомимся получше! Когда я скажу: «Меня зовут!», вы крикните громко каждый свое имя. Готовы?

А теперь перекличка мальчишек и девчонок, посмотрим кто громче, и кто внимательнее?

Для мальчиков и девочек 4 А класса – перекличка.

Мальчики кричат – наши девчонки, девочки им вторят – наши мальчишки!

Кто забывает тетрадки и книжки, Пенал и дневник… НАШИ МАЛЬЧИШКИ Когда озоруем, стоят в сторонке, Самые скромные … НАШИ ДЕВЧОНКИ Очень шустрые, даже слишком, Всегда в движении … НАШИ МАЛЬЧИШКИ Красивые, умные, с голосом звонким

Это, конечно … НАШИ ДЕВЧОНКИ

А теперь посмотрим, хорошо ли родители знают своих детей?

МАЛЬЧИШКИ – кричат папы, а ДЕВЧОНКИ – кричат мамы.

Заплели косички Расчесали челки В пятый класс отправятся

Красивые … ДЕВЧОНКИ

Собрали все тетрадки, Положили книжки С ранцем за плечами

Смелые … МАЛЬЧИШКИ

Толстые учебники Первые пятерки Пусть получат с гордостью

Умные … ДЕВЧОНКИ

Все в спортивной форме Озорные слишком На соревнования

Пусть спешат … МАЛЬЧИШКИ

Закричат с трибун Заливисто и звонко За мальчиков болеют пусть

Шумные … ДЕВЧОНКИ

Пусть домой проводят Они ведь не малышки Защитят подружек

Надежные… Мальчишки!

Ребята, за четыре учебных года вы наверняка очень хорошо запомнили друг друга.

Игра «Как меня зовут»

Ведущая и помощник держат ткань. Ребят собираем в две команды. По обе стороны ширмы стоит по стулу. Детям объясняем, что сейчас мы узнаем, хорошо ли за годы учебы запомнили имена своих одноклассников, а кроме этого, научились ли быть внимательными. Стул не должен пустовать. То есть на нем постоянно должен кто-то сидеть.

Как только на счет три мы с помощником опускаем ширму, они быстро называют имя человека, сидящего против него. Кто сказал имя позже, тот идет к своим соперникам в команду. То есть участники переходят то в одну, то в другую команду. Сначала надо сделать пробный раут. Можно два. Чтобы дети поняли, что надо делать. Игра может продолжаться 5-7 минут.

Считаем количество участников в командах, в чьей больше, та выиграла.

Ну, а сейчас узнаем получше вашу учительницу, хоть вы ее и знаете 4 года, наверняка что-то есть такое, что вы о ней еще и не знаете. Готовы?

Игра «Да-нет» (исповедь учителя)

Задаем вопросы учителю, она на них отвечает.

Вы сейчас пришли сюда,
Чтоб повеселится? (Да)

Давайте нам прямой ответ
Среди выпускников есть двоечники? (Нет)

Школу вы хоть иногда
Прогулять хотели? (Нет)

На уроке комплимент
Получить приятно? (Да)

Двойки тройки – ерунда!
Говорили так вы? (Нет)

А пятерки, как всегда,
Жалко было ставить? (Нет)

От детей идущий свет, Сохраните в сердце? (Да)

Дорогие друзья! Разрешите назвать имя победителя в номинации «Лучший педагог – 2015».

Им признана классный руководитель 4 А класса – ФИО

4 ТРЕК.

Изготовление и ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКА учителю от детей

На разных выпускных мы делали разные подарки. Заранее были заготовлены очертания ладошек выпускников с их подписью и пожеланиями и словами благодарности учителю. Ладошки были разноцветными.

Серединку сделали из цветного картона с надписью – год, номер школы, город…. И дети приклеивают клеевым карандашом отпечатки своих ладошек к этому кругу. Родители мне принесли заранее конверт с «ладошками».

Ребята искали свою, и клеили.

Ребята, а ваши родители учились в школе???

Конечно!!!

Как вы думаете, а они хорошо еще помнят, какие предметы они изучали???

Родители, готовы???

ПАПКА «УГАДАЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ»

Точно помнят!

Ну, вот мы уже видим, что и дети и родители готовы к 5 классу!

Год закончился учебный. Впереди – каникулы. Расцветает школьный двор детскими улыбками. Поздравления звучат, песни, пожелания, Только дети говорят: “Учитель, до свидания”. Подружились вы друг с другом, дружба крепкая у вас.

Вместе с вами ваша дружба переходит в 5-й класс

Но пятый класс начнется 1 сентября. А с завтрашнего дня… ЧТО???
Каникулы!!!

КРИЧАЛКА

Закончен год учебный, Веселая пора. Давайте крикнем дружно:

«Каникулам ура!».

Нам дарит лето лагерь, И песни у костра. Ещё раз крикнем дружно:

«Каникулам ура!».

Ждут речка и походы, Спортивная игра. Кричите очень дружно:

«Каникулам ура!».

Пусть солнце ярко светит, И смех звенит всегда. А мы все крикнем дружно:

«Каникулам ура!».

Отправимся в каникулы???
А каникулы – это что???

Отправляемся???
Становимся друг за другом! Поехали???

5 ТРЕК ПАРОВОЗИК.

Игра «Восход-закат»

Ну, вот солнышко взошло, пора побежать к морю или речки искупаться. Плавать умеете??? Кто не умеет – научим!

Для первого этапа эстафеты нужно по одному желтому шарику для каждой команды. Это будет солнце. Члены команды становятся в очередь друг за другом, передавая шарик назад над головой (восход), а от последнего игрока к первому – между ногами (закат). Побеждает та команда, у которой это получится быстрее.

А какие же каникулы без речки, без солнца….???

АНИМАШКА Я РИСУЮ РЕЧКУ

Покупались, позагорали, теперь можно и в волейбол поиграть!

Игра «Перекидываем шарики через ленту»

Приготовили штук по 10-12 шаров разноцветных. С помощником (родителем или ребенком) держим цветную ленту. Две команды становятся по обе стороны ленты. Получают в руки шарики. По команде под музыку перекидывают шарики через ленту. Музыка стоп.

Считаем шарики. На чьей стороне меньше шариков, тот и победитель. Проводим таким образом несколько раундов. Потом подводим итоги. Под лентой шарики не бросать, не пинать. Можно еще остановку музыки усилить свистком. Дети его лучше слышат.

Привыкли на уроках физкультуры.

Игра «Попади в кольцо шариком»

Надуваем два шарика ШДМ (длинные и тонкие) связываем в петлю. Получается две цели для каждой команды своя. Даем детям по другой ШДМ (толстую, как колбаска), они стараются попасть в цель так, чтобы колбаска пролетела через кольцо.

Игра «Косы»

Во время игры наши прически пострадали. Особенно у девочек. Ведь у них длинные волосы. А вы умеете косы заплетать??? Даем каждой команде по косе. Не выпуская из рук кончик каждой «пряди» дети заплетают на скорость косу. Кто первый! Прически привели в порядок.

Игра «Уборка»

А теперь давайте наведем порядок на игровой площадке. Для этого посмотрим, кто быстрее намотает ленточку на карандаш. Середина отмечена ярким бантиком.

Игра-Пожелание

Ребята, раскройте перед собой правую ладонь…Видите? Эти пальчики помогали вам учиться…Они и сейчас нам помогут, и всегда будут напоминать вам о наших пожеланиях!

А теперь сожмите в кулачок и будете отгибать пальчики по очереди!

Отогните сейчас первый – самый маленький пальчик, мизинчик – видите, какой он одинокий и маленький? Есть такая пословица: “Один в поле не воин!” – помните её и всегда помогайте друг другу, выручайте друг друга!

Отогните второй пальчик, их теперь перед вами два. Помните: “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”. Не старайтесь делать сразу два дела – не получится. Доводите до конца начатое, а затем приступайте к следующему делу!

Ещё один пальчик отогните, вы теперь видите три пальца, и это вам должно напомнить мудрую пословицу: “Чтобы научиться трудолюбию, нужно 3 года, чтобы научиться лени – только 3 дня”. Не давайте себе лениться, потому что Матушка-Лень, живущая в каждом из нас, может сыграть с вами злую шутку.

Ещё один пальчик отогнули, пословицу вспомнили: “Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается”. Впереди – 5 класс, а это значит, что будут трудности и неудачи, но… Воспринимайте неудачи как маленький шаг к большой победе!

Читайте также:  Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Наконец, отогните последний, пятый пальчик… Как свои пять пальцев… знала вас ваша учительница, как свои пять пальцев знали вы её…А теперь у вас с 1 сентября начнётся новая жизнь…и не совсем простая…много учителей, новые предметы…Но у вас всё получится!

А если станет трудно, сожмите руку в кулачок, и покажите ваш кулак всем неприятностям и несчастьям… а потом расправьте пальчики и скажите пословицу: “Умел да смел пятерых одолел!!! “. Будьте смелыми и умелыми, и всё у вас получится!

Запуск шаров на улице

И в миг прощальный, но красивый, Готов опять сюрприз в придачу: Возьмите шарик свой счастливый, Как знак свершений и удачи! И пусть все беды унесет Ваш шарик легкокрылый! С ним начинайте свой полет,

Пусть будет он счастливым!

Сейчас считаем-1.2.3. Шарик 4 класса, лети!! Пусть исполнятся желанья!

До свиданья, до свиданья!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prazdnik-vypusknogo-vechera-nachalnoy-shkoly-7880/

Классный час “Мы школьниками стали!”

Сценарий классного часа «Мы школьниками стали!»

Учитель.
Ребята, вы переступили порог школы, и теперь вы все ученики. Сейчас вы находитесь в волшебной комнате. Посмотрите, как здесь уютно, чисто.

Много людей заботилось, чтобы вы пришли в этот просторный и красивый класс. Здесь вы будете каждый день получать подарки.

Но это не конфеты, не пирожные, это — ЗНАНИЯ! Я передам вам, мои дорогие ученики, все, что сама знаю. Итак, в путь! 

Учитель

А кто знает, кто я? А как меня зовут? Мы с вами будем учиться вместе. Я очень хочу, чтобы вам было легко учиться, и я всегда буду рада вам помочь. Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.
– А как мы это можем сделать? (варианты детей)
– Давайте все дружно назовем своё имя. (называют) Не получилось.
– Давайте все шёпотом назовём свои имена. (называют) Снова не получилось.
Учитель:
Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, иногда читать стихи, а вот говорить лучше по одному. Это первое школьное правило. Человеку становится особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся друг друга слушать, всем нам станет тепло и уютно. Сейчас пусть каждый из вас по очереди встанет и назовет свои имя и соберет его из букв на доске..
Учитель

Ну вот и познакомились!Молодцы!
Аплодисменты первоклассникам
Какие вы все красивые. 
Сегодня вы в первый раз пришли в школу. 
Нарядные, парадные, такие ненаглядные. 
Причесанные с бантиками девочки сидят.

 
И мальчики отличные, такие симпатичные, 
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.
Похлопайте в ладошки у кого сегодня хорошее настроение. 
Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки.

Договорились? 
Вы рады, потому что у вас красивый ранец; 
Потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; 
Потому что вы сегодня нарядны и красивы; 
Потому что вам очень хочется в школу,
Потому что вы первый раз пришли в школу, как ученики; 
Потому что у вас сегодня праздник? 
А какой же сегодня праздник? 
(ответы детей) 
Сегодня у нас День рождения. Чей сегодня День рождения? День рождения нашего 1 «Б» класса. 

Учитель: 

– Дорогие ребята! У меня есть для вас сюрприз! 
На ваше имя пришло письмо от Буратино, а в нем записка!
Письмецо особое это! 
Оно с сюрпризом и с секретом! 
Оно всегда в беде поможет, 
Силы, знания умножит!
А что же в конверте? Цифры какие–то. А вот и продолжение письма.
Если будешь учиться едва, 
То получишь цифру (Два) 
Если всё ты будешь знать, 
Твоя оценка будет (Пять) 
Учитель
Я спрячу все отметки в волшебный конверт, а вы достанете, и посмотрим, какие отметки вы будете получать в школе. 

Вы свою отметку держите в тайне от всех. А вот как я скажу 1.2.3. отметку покажи – вы покажете свои отметки.

(Цифры 2, 3 и 4 складываю в потайной кармашек, приклеенный в пакетике, а на дне лежат только 5. Самым смелым предлагаю вытащить себе оценку из волшебного оценочного пакетика, дети вытаскивают 5) 
Учитель
Раз, два, три отметку покажи.
Оказывается, вы все будете хорошими учениками с прекрасными оценками. 

Учитель: 

Какие же вещи можно приносить в школу? Я прочитаю стихотворение. А вы хлопнете в ладоши, если такие вещи в школе нужны, если же какие – то вещи в школе не нужны, топайте ножками. Посмотрим, кто самый внимательный из вас.

Если в школу ты идёшь, 

То в портфель с собой берёшь: 
– В клеточку тетрадку? 
– Новую рогатку? 
– Веник для уборки? 
– Дневник для пятёрки? 
– Альбом и краски? 
– Карнавальные маски? 
– Азбуку в картинках? 
– Рваные ботинки? 
– Фломастеры и ручку? 
– Гвоздиков кучку? 
– Карандаши цветные? 
– Матрасы надувные? 
– Ластик и линейку? 
– В клетке канарейку? 
– Альбом, чтоб рисовать? 
– Жвачек, чтоб жевать? 
– Учебники в обложке? 
– Тарелки, вилки, ложки? 
– Диванчик, чтоб лежать? 
– Картон, чтоб вырезать? 

Учитель:

Как учиться будем, узнали, что можно в ранце носить вспомнили, а как
себя вести в школе будем? Сейчас я посмотрю, знаете ли вы, какие еще правила нужно соблюдать в школе.
Если вы согласны с утверждением, то громко говорите «Да», а если в предложении говорится что-то не так, то говорите «Нет»
Все домашние заданья
Буду четко выполнять. да
На уроки с опозданьем
Буду утром прибегать. нет
Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш. да
А забыл — реветь я буду
На весь класс, на весь этаж. . нет
На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать. да
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать. . нет
А во время перемены
Обещаю не шуметь, да
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь. да
Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть. да
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать. . нет
Буду умным и веселым,
Делать добрые дела, да
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла. Да.

Учитель: Молодцы, внимательно слушали меня!

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/klassnyj-chas/302540-klassnyj-chas-my-shkolnikami-stali.html

Классный час “Ты имеешь право “

Классный час “Ты имеешь право… ” Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «Всеобщая декларация человека», «право», «обязанность», способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности. 1.Вводная беседа.

Ведущий: – Как только на Земле появились люди, они стали искать ответы на вопросы: 1) Что они могут делать и чего не могут? 2) Что они обязаны делать и чего не обязаны? 3) На что они имеют право и на что не имеют? – Без ответа на эти вопросы их жизнь превращалась в неразбериху.

И люди взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов им удалось решить ряд вопросов, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

Учитель:

– Как вы думаете, а у детей есть свои права? (Ответы детей.) – Конечно, есть. И записаны они в «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. – Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Изучение нескольких статей Конвенции.

– В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие. – Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. – Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы детей.) Ведущий: – Знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Учитель:

– Послушайте отрывок из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» Чтение по ролям. – Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя? – Нет, растерянно сказала Алиса. – Конечно, не знаю, не знаю – пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому, что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там. – Ничего не выйдет, сказала Алиса, – и всё равно придётся отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или ещё как-нибудь. Учитель: – Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? (Ответы детей.) – – У каждого из вас есть имя! Назовите его вслух. – Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. – Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.) – Правительство России заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. Ведущий 1: – Конвенция подчёркивает, что ваши предки первыми несут ответственность за вас. Они хлопочут о том, чтоб детки отлично обучались, росли грамотными, умелыми, воспитанными. Учитель: – Как ты думаешь, , нужен ли каждому из нас дом? Учитель: – Все вы, ребята, читали российские народные сказки, смотрели снятые по ним художественные киноленты. Вспомните, как именуется жилье российских фермеров? – Смастерить избу – огромное искусство. Она рубилась топором, соединялась без одного гвоздя. – А какие же современные дома? Ведущий 2: – Иметь собственный дом очень важно, потому что это место, где человеку комфортно, тепло, где его соображают. Потому в Декларации прав ребёнка записано: «Каждый ребёнок имеет право на достойное жилье». Учитель: -, относишься к тому, что каждый ребёнок имеет право на образование? Снежная Королева: – Однако для чего детям обучаться? Меньше знают, крепче спят. Учитель: – Ребята, а вы как думаете? (Ответы деток.) – «Конвенция о правах ребёнка» это предугадала.

Там записано: «Каждый ребёнок имеет право на образование».

– Учитесь, учитесь, лишь не заучитесь. Учитель: Ну, а что ты скажешь о последующей статье?

«Ни один ребёнок не может быть разлучён со собственной мамой».

– А ничего не скажу, она совсем ни к чему. Представьте, ребята, матери будут запрещать вам круглые сутки глядеть телек, часто будут проверять ежедневник, подкармливать вас манной кашей, ходить с вами на прогулки. Разве вам не захочется куда-нибудь убежать от таковой жизни? (Ответы деток.)Учитель: – Детки, нарушила одну из статей Конвенции. Какую? – Какой поступок она сделала? (Ответы деток.) – Вспомните сказки, где герои были разлучены с родителями. («Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная Королева») – Кто посодействовал возвратиться им домой? – Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы деток.) 4. Результат мероприятия: Учитель: – Итак, ребята, где же записаны права человека, ребёнка? – Назовите те статьи Конвенции, о которых шла речь. – О собственных правах вы понимаете. А какие же обязанности вы должны делать?

^

Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии. Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей. Статья 4.

Государство несёт ответственность за соблюдение всех детей. Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы. Статья 6. Все дети имеют право на жизнь. Статья 7 и статья 8.

Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.Статья 10 и статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй.

Читайте также:  Сценарий музыкальной сказки для детей дошкольников 6-7 лет

Дети-беженцы имеют право на особую защиту. Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию. Статья 14 и статья 15.

Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях. Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь. Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. Статья 24.

Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье. Статья 25.

Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий. Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности. Статья 27.

Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответвующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё. Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. Статья 30.

Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык. Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют  их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. Статья 32.

Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. Статья 34, статья 35 и статья 36.

Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям. Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в  возрасте до 18 лет. Статья 39.

Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения. Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним. Статья 41. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах, если они в большей степени способствуют обеспечению прав ребёнка, чем Конвенция о правах ребёнка.

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/450/index-10319.html

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества для учащихся 4-х классов «Как меня зовут?»

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества для учащихся 4-х классов «Как меня зовут?».

Цель:

  • Познакомить учащихся с историей происхождения фамилии, имени и отчества;
  • Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;
  • Формировать чувство собственного достоинства и уважения к своей семье, своим предкам;
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: по количеству учащихся листочки и ручки, «сердечки» с именами и переводами данных имен, отчет-листок у каждого ребенка (каждый ребенок получил задание на подготовительном этапе и выполнил его к данному мероприятию). Ход мероприятия. -Здравствуйте, ребята.

Сегодня классный час посвящен истории происхождения вашей семейной фамилии, вашего имени и отчества. Называется наш классный час «Как меня зовут?». Вы готовились к данному мероприятию, занимались поисковой творческой работой и подготовили отчеты. У каждого из вас есть оформленный листок-отчет, где записана история происхождения вашей фамилии и отмечены имена членов семьи.

На классном часе вы будите получать полезную информацию, которой можете пополнить свои отчеты. Итак, начнем! Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных; В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает… (Гомер) – Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далекому прошлому, к истокам развития русского языка.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку, как примета, по которой его можно было выделить из рода и семьи. В одних случаях человек характеризовался по каким – либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда – по роду его занятий. – Приведу пример нескольких русских имен – характеристик, а вы мне поможете. Итак, по внешности человека: Мал, Милава…

(Косой, Кудрыш, Черныш, Бел, Некраса…)

  • По черте характера: Добр, Досада…

(Храбр, Молчан, Умник, Дурак, Несмеяна…)

  • По месту в семье: Первый, Меньшак…

(Второй, третьяк, Ждан, Старшой…)

  • По профессии: Селянин, Портной…

(Кузнец, Кожемяка, Стрелец, Рыбак…) – Ребята, а вы заметили, что древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища. В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было. Так что же произошло и почему современные русские имена так не похожи на древние? Разобраться в вопросе нам поможет ______________________ . Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Чтобы разобраться в этом, вернемся в Древнюю Русь, в X век. Идет крещение Руси князем Владимиром. До этого Русь была языческой, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, солнца, земли, воды… Словом, люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним богам приходит вера в единого Бога.

Обряд «крещения» или обращение человека в христианскую веру, состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну» языческой веры и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями..

– Ребята, а теперь возьмите «сердечки», на которых написаны ваши имена и прочитайте их перевод. Следует помнить, что наши имена – это перевод с других языков, а не прямое значение. Поэтому неверно утверждать: Петр – означает камень, скала. Следует сказать так: имя Петр произошло от греческого слова, которое переводиться камень, скала. Дети берут «сердечки» и знакомятся с переводами имени. – А теперь вы можете начать пополнять свои листки-отчеты. Расскажите классу, перевод своего имени. Дети отвечают и заполняют листки-отчеты переводами имен. – Как видите, имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов, в основном греческого и римского происхождения. – А вы обратили внимание, что имена в «сердечках» немного отличаются от тех, с которыми вы обращаетесь друг к другу? В «сердечках» написано ваше полное имя, а вы обращаетесь друг к другу, используя сокращенные имена. На доске записаны имена: Саша, Таня, Нина, Коля, Алеша, Женя, Алексей, Александр, Евгения, Николай, Татьяна. Запишите их парами.

^

– Какое имя осталось без пары? (Нина) Это имя употребляется только в одной форме, которая хотя и короткая на вид, но считается полной. Приведите примеры таких имен.

(Артем, Денис, Андрей, Антон, Вадим, Вероника, Зоя, Кирилл, Лариса, Марина, Олеся, Никита, Тамара)

– Имена, как известно, бывают мужские и женские. Это задание выполните, работая в паре. Из слов, которые я буду диктовать, в правый столбик запишите имена девочек, в левый – мальчиков. Света, Коля, Саша, Лена, Миша, Валя, Женя.

^

  • Какие имена записали в оба столбика? (Женя, Саша, Валя)

– А есть ли у мужского имени Федор женская пара? Ответить на этот вопрос вам поможет произведение К. Чуковского «Федорино горе».

^

– А теперь послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань». В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках…

  • Как же можно различить этих девочек-тезок? (по фамилии)

– Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Вот как об этом написал поэт Г. Граудин. Рассказывает заранее подготовленный ученик.

^

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

– Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно так же образовались ваши фамилии. Одни – от личных имен; другие – от названий мест, где жили ваши предки, третьи указывают на профессию, четвертые – от названий животных, пятые – от черт характера. Вы получили задание узнать или предположить происхождение своей фамилии. Кто хочет поделиться с классом своим открытием?

^

– Представьте себе такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как можно их различать? (по отчеству)

– Действительно, кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Слово «отчество» означает «имя по отцу». К имени детей при рождении добавляется имя их отца, указывается, чьими сыновьями и дочерьми они являются. Отчество всегда дается по полному имени. – Вы все слышали о богатыре Илье Муромце. А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?

^

  • Послушайте слова былины, и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьеву приближается…

  • Как зовут героя по имени и отчеству? (героя зовут Илья Иванович, а фамилия Муромец, т.к. он из города Мурома)
  • Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени и отчеству.

Напишите полностью ваше имя, отчество и фамилию. И запомните, что они всегда пишутся только с большой буквы.

^

– Ребята, спасибо за то, что так ответственно и грамотно, а также творчески подошли к заданию по поиску происхождения своей фамилии. Мы увидели прекрасные интересные отчеты о проделанной вами работе. Я надеюсь, что вам понравился проведенный классный час, посвященный истории происхождения имени, отчества и фамилии.

– Мне бы хотелось закончить словами выдающегося философа П. А. Флоренского: «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека. Надо потратить много сил, чтобы заполнить его надлежащим содержанием». Помните это!

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1170008.html

Ссылка на основную публикацию