Дидактические материалы марии монтессори

Педагогика Марии Монтессори: термины

Дидактические материалы Марии Монтессори

Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и понятий для описания того, как ребёнок растёт и учится. Ниже даны определения некоторых наиболее распространённых слов и фраз.

Впитывающий разум. С рождения и примерно до 6 лет ребёнок переживает время интенсивной умственной активности, которая позволяет ему «впитывать», обучаясь через окружающую среду без сознательных усилий, естественно и спонтанно. Узнать об этом больше можно здесь.

Casa dei Bambini в переводе с итальянского – «дом ребёнка», так же называлась первая школа, основанная Монтессори.

Дом ребёнка. Во многих школах Монтессори это название комнаты для детей от 2,5–3 до 6 лет; в других школах помещение для детей этого возраста называется Casa – подготовительная или начальная школа. Иногда этот термин используют для обозначения школы в целом.

От конкретного к абстрактному.

Логическое, соответствующее уровню развития поступательное движение, позволяющее ребёнку прийти к пониманию абстрактного выражения какой-либо идеи, с которой он впервые соприкасается в конкретной форме, например, с идеей десятичной системы, запоминание которой происходит посредством работы с «золотыми бусами», сгруппированными в комплект по 10, 100, 1 000.

Контроль ошибок.

Монтессори материалы сделаны так, чтобы ребёнок получал отклик на свои действия тут же, что позволяет ему распознавать, корректировать и учиться на своих ошибках без помощи взрослых.

Контроль над собственными действиями, осуществляемый самим ребёнком, повышает его самооценку и мотивацию так же, как и его обучаемость. Узнать об этом больше можно здесь.

Космическое воспитание. Мария Монтессори настаивала на том, что детям нужно дать элементарное «видение Вселенной», чтобы помочь им понять, как все части космоса взаимосвязаны и взаимозависимы.

В Монтессори школах дети в возрасте 6–12 лет начинают с изучения Вселенной, галактик, нашей галактики, нашей Солнечной системы, планеты Земля – всего, чтобы было до их рождения и сделало их жизнь возможной.

С развитием уважения к событиям прошлого они начинают более внимательно относиться к собственной роли и ответственности в глобальном обществе и сейчас, и в будущем. Узнать об этом больше можно здесь.

Дидактические материалы. Дидактический означает «созданный или предназначенный учить». Это специально сделанные обучающие материалы – многие из них придуманы Марией Монтессори, – используемые в классах Монтессори. Дидактические материалы «Монтессори.Дети» вы можете найти здесь

Монтессори-гид или Монтессори-педагог. Исторически сложившееся обозначение для главного учителя в Монтессори-классе, некоторые школы до сих называют главного учителя гидом.

В Монтессори-образовании роль инструктора сводится к тому, чтобы направлять и вести каждого ребёнка к осознанным действиям, основанным на наблюдениях инструктора за его готовностью.

Ребёнок развивает свои собственные знания посредством тактильного обучения при помощи тех дидактических материалов, которые выбирает сам.

Erdkinder (Эрдкиндер). В переводе с немецкого – «ребёнок земли». Этот термин описывает обучающую Монтессори-среду для подростков в возрасте 12–15 лет, которая позволяет им общаться с природой и поощряет их к созданию собственного сообщества; часто устроена как школа-ферма. Узнать об этом больше можно здесь.

Любезность и вежливость. Детей обучают формальным социальным навыкам, которые они будут использовать в течение жизни, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», вмешиваться в разговоры вежливо, просить, нежели требовать помощи, и встречать гостей тепло.

Монтессори. Термин может относиться к доктору Марии Монтессори, создателю метода Монтессори-обучения, или к самому этому методу.

Nido (Нидо). В переводе с итальянского – «гнездо», так называют Монтессори-среду для младенцев в возрасте 2–14 месяцев.

Нормализация. Естественный, или «нормальный», процесс развития, отмеченный любовью к делу, концентрацией, самодисциплиной и радостью исполнения. Доктор Монтессори полагала, что процесс нормализации характеризует человеческое существо в любом возрасте.

Нормализующее событие. В подготовленной среде Монтессори-класса дети переживают нормализующее событие каждый раз, как завершается базовый цикл деятельности, который включает в себя: 1) выбор деятельности; 2) её окончание и возвращение материалов на место; 3) чувство удовлетворения.

Уровни развития.

Четыре основных периода роста, развития и обучения, которые надстраиваются друг над другом по мере того, как дети и подростки преодолевают их: от 0 до 6 лет (период впитывающего разума); 6–12 лет (период размышления и абстракции); 12–18 лет (период, когда подросток конструирует «общественное Я», вырабатывая моральные ценности и становясь эмоционально самостоятельным); 18–24 года (период, когда молодой взрослый конструирует понимание себя и осознаёт своё место в мире).

Практическая жизнь. Монтессори-термин, заключающий в себе: внутреннюю работу, поддерживающую домашнюю и классную среду; заботу о себе и личную гигиену; любезность и вежливость. Навыки практической жизни очень интересуют маленьких детей и закладывают основу для позднейшего отвлечённого обучения. Узнать об этом больше можно здесь

Практические навыки. Маленькие дети в Монтессори-классах учатся заботиться о себе и об окружающей среде посредством таких действий, как мытьё рук, вытирание пыли и мытье полов.

Такие действия учат детей в Toddler (Тоддлер) и начальной школе работать самостоятельно, развивают концентрацию, подготовляют к позднейшему обучению чтению и счёту; старшие дети участвуют в более сложных действиях.

Подготовленная среда.

Учитель подготавливает среду в Монтессори-классе при помощи хорошо отобранных, эстетически привлекательных материалов, которые расположены последовательно, чтобы обеспечить потребности развития детей, использующих это пространство.

Хорошо подготовленная Монтессори-среда включает: соразмерную мебель, полный комплект Монтессори-материалов и достаточно места, чтобы ребёнок мог мирно работать в одиночестве, в малой или большой группе. Узнать об этом больше можно здесь.

Начальные классы. В некоторых Монтессори-школах это классы для детей в возрасте от 3 до 6 лет; однако Американское Общество Монтессори использует термин «раннее детство» и определяет его в рамках от 2,5 до 6 лет.

Сензитивный период.

Важнейший период в человеческом развитии, когда ребёнок готов биологически к приобретению специфических навыков и способностей – таких, как использование языка или чувство порядка, – и потому особенно восприимчив к стимулам, которые способствуют развитию этих навыков. Монтессори-учитель подготавливает среду, чтобы обеспечить потребности развития в каждом из сензитивных периодов. Узнать об этом больше можно здесь

Сенсорные упражнения. Эти упражнения развивают и совершенствуют 5 чувств – зрение, слух, тактильность, вкус и обоняние – и закладывают основы речи, письма и счёта через использование сенсорных материалов. Упражнения также вносят порядок в поток чувственных ощущений, всё возрастающий с момента рождения ребёнка.

Трёхэтапый урок. Техника представления информации ребёнку, состоящая из трёх этапов. На первом этапе – вводном, или этапе называния, – учитель демонстрирует «что это такое» (учитель может сказать: «Это гора», показывая её на 3D-карте).

На втором этапе – ассоциативном, или этапе узнавания, – учитель просит ребёнка «показать» то, что только что было названо («Покажи мне гору»). Наконец, на этапе вспоминания учитель просит ребёнка назвать объект или область.

Движение от новой информации через её пассивное воспроизведение к активной идентификации закрепляет знания ребёнка и демонстрирует его мастерство.

Работа. Сознательная активность. Мария Монтессори полагала, что дети учатся посредством осознанных действий, которые выбирают сами; в Монтессори-школах всю деятельность детей называют «работой».

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Источник: https://mchildren.ru/terminologiya-montessori/amp/

Что такое монтессори?

Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к  самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. В этой статье вы узнаете:

Кто такая Мария Монтессори?Правила пользования Монтессори-материаламиПринципы системы Монтессори

Мария Монтессори(1870-1952)Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей.Работая с детьми, она постепенно пришла в выводу, что ребенок Сам является творцом своей личности. В нем изначально заложено стремление и энергия к  САМОразвитию.

Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются.

Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике.

К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа.

В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

 “Развитие творческих способностей человека и его счастье!”. И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге  была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые  использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей,  методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Система Марии Монтессори

На сегодняшний  день педагогика Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100лет.

Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы.

В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.

 Суть  метода

В уникальной системе САМОвоспитания и САМОразвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

 Главный принцип системы Монтессори – «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой.

Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний.

Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи системы М.Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают  самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам. 
Читайте также:  Кто такие современные рэперы

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

Роль  взрослого

При том, что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в том объеме, сколько нужно. Тем не менее, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

 Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу

Сначала  педагог внимательно наблюдает  за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу.

Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала.

В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 

Развивающая среда

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств(зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.).

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни( мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
  2. Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, – отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, золотой математический материал и т.д

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели – прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключ к окружающему  миру.

Основные  правила использования  Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

Все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОБИВАЕМСЯ?

Источник: http://umnikimontessori.ru/chto-takoe-montessori.html

2.2 Особенности использования дидактического материала в системе Монтессори

Благодаря работам Л.А. Венгера и его школы большую известность в России получили сенсорные материалы Монтессори. Однако, из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, часто неправильно понимается его цель.

Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через «правильное использование». Главная цель дидактического материала Монтессори – помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.

Монтессори была убеждена, что если учитель может предложить материалы, которые привлекли бы детское внимание, он сможет дать ребенку свободу, необходимую для его развития.

Известно, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М.

Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания. Во всем удовлетворяются реальные потребности ребенка и учитываются его способности.

Отсюда вытекает требование недопустимости произвольных вариантов Монтессори-материала.

В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить “самостроительству” ребенка, каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития.

Оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения. Учитель наблюдает за качеством (степенью) сосредоточения у ребенка и за спонтанными повторениями его действий с материалом.

Эта реакция покажет значимость материала для ребенка в определенный момент развития и соответствие интенсивности воздействия материала его внутренним потребностям. Как материал, так и интенсивность его воздействия, и количество внешних раздражителей, можно варьировать.

Материал для развития, отвечающий психическим потребностям ребенка, по образному выражению Монтессори, представляет собой “как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх”. Дети, вступившие на путь самовоспитания, приобретают необычайную “чуткость” к своим внутренним потребностям.

В каждом сензитивном периоде имеется одна превалирующая потребность, наталкивающая ребенка на активность для удовлетворения этой потребности. Педагогическая задача состоит в “отыскивании” предметов, которые должен изучать ребенок в разные возрастные периоды и эпохи своего развития, а также в составлении программ, отвечающих сенситивным периодам.

Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью.

Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах. Подход М.

Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как “материализованной абстракции” предполагает овладение детьми “чистыми категориями восприятия”, что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами “искусственного” материала.

Анализ работ итальянского педагога, в которых раскрывается роль и значение дидактического материала, позволяет утверждать, что Монтессори делала это сознательно, основываясь на том, что внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир.

Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит самовоспитанием ребенка и позволяет ему увидеть свои ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок.

Чтобы вызвать процесс самоформирования, недостаточно усилить активность ребенка, нужно также, чтобы материал управлял этой активностью, считала М. Монтессори. Ребенок должен не только повторить упражнение, но при выполнении упражнения не делать больше ошибок.

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя.

Например, один из первых материалов, привлекающий внимание самых маленьких детей, – деревянные блоки с цилиндрами-вкладышами – предусматривает чисто механический контроль: ребенок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия; если цилиндры вставлены неправильно, один из них остается лишним.

Читайте также:  Классный час «любимая игрушка», 1 класс

Таким образом, ошибка – это препятствие, его можно победить лишь исправлением, иначе упражнение нельзя выполнить. Контроль механический скоро переходит в психологический (как при упражнениях с плоскими вкладками или цветными табличками, где ребенку нужно присматриваться, проверять пальцами, переставлять, сравнивать, обсуждать, решать).

Упражняясь, ребенок скоро начинает замечать свои ошибки и добивается правильного разрешения намеченной задачи. В дальнейшем он стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки.

Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.п. Естественно предположить, что возможность довести каждую задачу до конца самостоятельно и выполнить ее с возможным для ребенка совершенством является причиной той удовлетворенности духа, которой отличаются дети в детском саду Монтессори.

Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Следует отметить, что в ошибках Монтессори усматривала огромное воспитательное значение дидактического материала.

Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание и память. Но самое большое значение М.

Монтессори придавала материалу, содержащему контроль ошибок совершенно другого порядка и более высокого качества – например, в материале для арифметических упражнений: “Здесь проверка состоит в сопоставлении работы самого ребенка с моделью – сопоставлении, которое указывает на сознательную силу воли ребенка и создает настоящие условия для самовоспитания”.

Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т.е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала.

Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет. Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения – повторение на одном и том же содержании, но с новой формой.

Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества.

Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения.

В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки, с металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр.

Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.

Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, постепенно становясь все более и более абстрактным выражением этой идеи.

Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов – почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. По наблюдениям М. Монтессори, в этот период ребенок на время оставляет дидактический материал, “но не с признаками утомления, а движимый новыми силами”. Он переносит свое внимание на внешний мир, начинает самостоятельно делать ряд точных и логических сравнений, которые служат настоящему приобретению знаний. Наступает период “открытий”, вызывающий в детях энтузиазм и радость.

После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей среде он находит предметы, соответствующие новым знаниям: “листья зеленые (желтые, красные) ”, “цветок хорошо пахнет” и т.д.

“В таких случаях дети испытывают огромную радость от каждого нового открытия.

Они полны чувства достоинства и удовлетворенности, подталкивающего их, чтобы искать все новые ощущения от окружающей их среды, и делающего их самопроизвольными наблюдателями”.

В главе «Общая характеристика содержания и средств обучения в системе Марии Монтессори» нами были рассмотрены принципы организации подготовленной среды, а также особенности использования дидактического материала в системе Марии Монтессори.

«Подготовленная среда» – это специально созданное предметно-развивающее пространство, которое подготавливает ребенка к восприятию окружающего мира и взаимодействию с ним.

К созданию подготовленной среды предъявляются строгие требования, соответствующие не только психическим, но и физическим потребностям ребенка.

Центральный метод Монтессори – это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Создание подготовленной среды немыслимо без использования дидактического материала, цель которого – помочь саморазвитию ребенка, донести до детей определенное знание через показ операций с дидактическим материалом.

Вышесказанное подразумевает тщательный, продуманный отбор материала в соответствии с принципами: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

Рассматривая требования к дидактическим материалам и организации подготовленной среды, нами была проведена аналогия с организацией предметно развивающей среды и условным делением ее на тематические «зоны» в российских ДОУ: музыкальная зона, зона экспериментов, спортивная и т.д.

Хочется отметить, что при изучении вопроса «Общая характеристика содержания и средств обучения в системе Марии Монтессори» нам не удалось увидеть того, чему придают огромное значение отечественные педагоги и психологи в дошкольном возрасте, а именно огромной роли сюжетно-ролевой игры.

Кроме того, в нашем случае, педагог может принимать участие в игре с ребенком, как для привития, показа специальных социальных и игровых навыков, так и с целью диагностики.

Педагогам же Монтессори-педагогики необходимо обладать высшей степенью наблюдательности и педагогического чутья, дабы, не вмешиваясь в процесс руководить им, а это подвластно далеко не всем педагогам-стажистам!

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/31980

Мария Монтессори о сенсорном развитии детей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИИ»

НА ТЕМУ:

Мария Монтессори о сенсорном развитии детей

Выполнила: студентка

3-го курса, 512 группы

«Дошкольное образование»

Пахомова Анастасия Сергеевна

Преподаватель: Васильева В.П.

ПЕТРОЗАВОДСК 2009

План

Введение

Мария Монтессори о сенсорном развитие детей. Из биографии Марии Монтессори

Сенсорное воспитание

Основные требования Марии Монтессори

Материалы для развития чувств

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Мария Монтессори первая женщина врач в Италии, блестящий философ, психолог, педагог, борец за свободу и права детей.

Я считаю, что эта тема актуальна в наше время. Ведь сенсорное воспитание очень важно в развитии, детей особенно дошкольного возраста. Воспитание дошкольника по системе Марии Монтессори имеет такие цели, как:

1) Способствовать выработке координированных психофизических реакций;

2) Развивать все внешние чувства, а через них все психические функции;

3) Воспитывать высшие интеллектуальные эмоции, этические и эстетические чувства;

4) Развивать речь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);

5) Развивать навыки и потребность в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах, соответствующих возможностях ребёнка.

Для реализации этих целей Монтессори разработала метод самовоспитания ребёнка в организованной педагогом обстановке.

Материалы Марии Монтессори можно разделить на несколько групп.

1) Материалы практической жизни, которые учат ребёнка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающим миром.

2) Материалы по сенсорике развивают органы чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д.

Мария Монтессори о сенсорном развитии детей. Из биографии Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870- 1952)

Мария была единственным ребёнком в семье, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле.

Её отец был высокопоставленным, государственным чиновником, а мать происходила из старейшего Итальянского рода Стопани, в котором преобладали учённые. О детстве Марии известно не много. Но, будучи ещё в начальной школе, она заметила, что обучение и экзамены ей даются легко.

Особую старательность Мария проявила в математике. Она даже в театр брала учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению.

В 12 лет она мечтает учиться в гимназии, которую посещать лицам женского пола было запрещено. Но со своей настойчивостью она победила все преграды и была принята в техническую школу для юношей.

Здесь Мария решает, что сделает всё зависящее от неё, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося. Она сделала свой профессиональный выбор – детский врач.

Но в тогдашней Италии это было невозможно.

Медицина была привилегией мужской половины. Но упорство опять дало результаты, и принесли свои плоды – она стала первой женщиной получившей степень доктора медицины. Она стала ассистентом психиатрической клиники университета, где работала со слабоумными детьми.

Там она впервые увидела, как дети с ограниченными возможностям, после приёма пищи ползают по полу, собирают хлебные крошки и лепят из них шарики. И никто не способствовал продвижению этих детей вперёд, они были предоставлены сами себе. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию.

Наблюдая за этими несчастными, Монтессори, укрепилась в мысли, что для детей, как больных, так и здоровых – необходима специальная развивающая среда, в которой будут все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребёнок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Именно это стало отправным пунктом её педагогической системы.

В 1904 году она получила кафедру антропологии в Римском университете и начала проводить различные антропологические исследования в педагогической области. Прежде всего, Мария раскрыла свой талант педагога в обучении детей моторике, сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счёта.

На это время приходится формулировка основ её собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Эдуарда Сегена и Гаспара Итара совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.

Её заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стала настоящей революцией. И она начинает интересоваться методикой работы с нормальными детьми. Монтессори, изучив, труды Сегена и Итара приходила к выводу: что слабоумие- это проблема педагогическая, нежели медицинская.

И её следует решать в детских садах и школах, а не в больницах и клиниках.

Свои педагогические идеи Монтессори начала применять на практике в 1907 году. 6 января 1907 года открылся первый «Дом ребёнка», работа в котором была построена по принципам Монтессори.

Итак, метод Монтессори – это в основе своей метод Итара и Сегена, применяемый к воспитанию нормальных детей.

Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания.

Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития. В качестве других важных задач сенсорного воспитания можно выделить формирование сенсорных основ музыкальной деятельности, изобразительной деятельности и т. п.

В этом случае сенсорное воспитание выступает также как составная часть эстетического воспитания.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «россия - родина моя», 3 класс

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.

В связи с тем, что в дошкольном детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются, сенсорное воспитание приобретает, особенно, играет большую роль в этот период. Именно поэтому сенсорное воспитание являлось ведущей проблемой на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики.

Восприятие является активным процессом, представляя собой своеобразное действие, направленное на обследование предмета и выявление его особенностей.

Для восприятия любой незнакомой формы важное, значение имеет последовательное обведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для выделения любого звука в слове необходимо его подчёркнутое произнесение, интонирование. Такого рода обобщённые способы восприятия не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

У маленького ребёнка сенсорные действия весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываются весьма неточными. Их необходимо формировать путём специально организованного воспитания, т. е. сенсорного воспитания.

Период жизни между тремя и семью годами есть период быстрого физического развития. Это время образования различных видов психосенсорной деятельности, когда ребёнок воспитывает свои ощущения.

Внимание ребёнка в это время привлекают стимулы, и, следовательно, это период, когда мы должны методически регулировать чувственные стимулы, чтобы ощущения получаемые ребёнком, развивались рационально. Такое воспитание ощущений и подготовит тот фундамент, на котором ведётся ясный и сильный дух.

Кроме того, при воспитании ощущений открывается возможность обнаруживать и исправлять недостатки, которые ныне остаются незамеченными. В общем, это воспитание – физиологическое.

Оно готовит к психическому воспитанию, совершенствуя органы чувств, и всякое правильное воспитание должно идти от воспитания ощущений к воспитанию ума. В настоящем, люди являются преимущественно наблюдателями; современное искусство и современная наука основаны на наблюдении.

Но именно воспитание ощущений делает людей наблюдательными, и часто неумение взрослых справляться с практическим выполнением понятий идеи обусловливается именно отсутствием воспитания ощущений.

Разум в очень многих случаях бесполезен при отсутствии практики, но эта практика почти всегда есть воспитание ощущений, умение точно определять разницу между стимулами. Однако воспитание ощущений затруднительно для взрослых; его надо начинать методически с младенческого возраста и продолжать во весь период подготовки ребёнка к жизни в обществе. Но и умножение ощущений, и уточнение их подготавливает также к эстетическому и нравственному воспитанию, предохраняя от грубых удовольствий.

Основным методом педагогики Марии Монтессори и является – метод наблюдения, и этот метод наблюдения в его усовершенствованной форме, в форме эксперимента, применяется и при воспитании ощущений.

В то время как другие педагоги строят педагогику на выводах экспериментальной педагогики, Монтессори строит свою педагогику на методе её. Дети любят повторения и прекращают занятия тогда, когда его потребность удовлетворенна. При этом они в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Всё воспитание ощущений сводится к тому, что производится эксперимент при помощи соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная, самопроизвольная реакция ребёнка.

Это то же самое, что делает и психолог, давая испытуемому различные раздражения и наблюдая реакции испытуемого на эти раздражения. Выбор этих раздражений был намечен Сегеном, и Монтессори лишь совершенствует его, ища минимум, необходимый для практического воспитания ощущений.

Источник: http://works.doklad.ru/view/9j1CvT35LI0.html

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

«Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Главный принцип системы Монтессори – «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть  свои природные способности.

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Система основана на следующих положениях:

  •  Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  •  Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  •  Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  •  Дети принимают  самостоятельные решения.
  •  Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  •  Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  •  Полноценное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  •  Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  •  Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  •  Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в  системе Монтессори  стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в  организации их деятельности для  реализации  потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Развивающая среда

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту  ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Среда имеет точную логику построения. В книгах Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона  – для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, – отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно  какие-то специальные игрушки.

Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.

Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали  развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её. Таким ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключи к окружающему  миру.

Основные  правила пользования  монтессори-материалами

  •  Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  •  Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  •  Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
    • 1. выбор материала;
    • 2.

      подготовка материала и рабочего места;

    • 3. выполнение действий;
    • 4. контроль ошибок;
    • 5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.
  •  Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  •  На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

  •  При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  •  Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  •  Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

  •  Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

Недостатки  системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

  1. Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.
  2. В системе нет ролевых и подвижных игр.
  3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
  4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Сложно  уместить огромный жизненный опыт Марии  Монтессори, воплощенный в ее сисетме,  в рамках небольшого обзора. Поэтому  в данной статье есть только самое  основное. Если Вам интересно более  подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик  и систем, и в наших силах  выбирать лучшее для своих детей.

Источник: http://vospitatel.edu54.ru/node/273843

Ссылка на основную публикацию