Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. картотека

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Картотека

Цель:

  • Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Воспитатель выбирает 4 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры – паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Найди стеклышко»

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель приносит «чудесный» мешочек.

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадки: «Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке».

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем — прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (Квадрат)

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Дети рассматривают, что в ме­шочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закры­вают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по форме);
  • Найди не такую фигуру как эта (по форме).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д. Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5645-didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-u-detej-predstavlenij-o-forme-predmeta.html

Дидактические игры по математике в средней группе: картотека тем и проведение математических игровых занятий в детском саду

Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету.

Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра.

Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы

Как показывает педагогическая практика, воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным.

Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной.

Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

  • заинтересовать ребёнка математическим материалом;
  • углубить его математические представления;
  • закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
  • учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
  • формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
  • развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации — в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.

Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез.

Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота.

Так путём исследования постигается понятие высоты.

Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.

Введение в содержание занятия сказочных персонажей или милых зверюшек, несомненно, вызовет у малышей живой интерес

Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них — отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти — согласно программы для средней группы).

Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного

Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий.

Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше).

В результате у дошкольников пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.

На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.

Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.

Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)

Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.

Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время

Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:

  • игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
  • игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
  • пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
  • игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
  • пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).

Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.

«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире.

Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик.

Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.

Дидактическая игра на соотношение количества и числа

«Чайный сервиз». Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.

Цель игры — научиться соотносить количество и число

«Теремок». Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.

Игра-драматизация с персонажами — геометрическими фигурами

«Домино фигур». Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.

Игра закрепляет умение различать геометрические формы

Читайте также:  Конспект занятия во 2 младшей группе. знакомство с детьми

«Сначала и потом». Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).

Изображения исходных предметов и объектов

Левая часть карточки свободна — туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.

Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время

«Аквариум». Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).

Первый вариант расположения рыбок

Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.

Второй вариант расположения объектов

«Монгольская игра». Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).

Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения

Подвижные игры

Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик».

Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник.

Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).

Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру

Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)

Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.

«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате.

Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек — их поровну.

Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.

Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.

«Пчёлки»

«Вышли пальчики гулять»

«Игрушки»

«Котёнок»

Гимнастика для глаз «Кошечка»

  • Вот окошко распахнулось,
  • Вышла кошка на карниз.
  • Посмотрела кошка наверх,
  • Посмотрела кошка вниз.
  • Вот налево повернулась,
  • Проводила взглядом мух.
  • Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.

Логические игры

Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.

«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.

Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию

Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:

  1. Если два больше одного, то один… (меньше двух).
  2. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
  3. Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
  4. Если правая рука справа, то левая … (слева).
  5. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).

«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).

Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе

Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.

Конспекты игровых математических занятий

Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год

Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)

Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками

Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.

Приведём примеры таких самодельных игр.

  1. С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
  2. В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
  3. Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.

Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике

Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формыИгра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветовИгровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения

Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий в средней группе в игровой форме интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников — учит их общаться друг с другом и педагогом.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/didakticheskie-igryi-po-matematike-v-sredney-gruppe-kartoteka.html

Картотека дидактических игр для младшей группы

Автор:

Плоских Елена Владимировна – воспитатель.

Соавторы:

Иванова Лариса Валентиновна – воспитатель;

Кусукпаева Копей Кабиденовна – воспитатель.

МАДОУ детский сад №90 города Тюмени.

Пояснительная записка

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.

ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

 Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

 Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.

6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

В дидактической игре ребёнка привлекает не обучающая задача, цель которой мы преследуем, а возможность проявить свою инициативу, выполнить игровое действие, добиться результата, наконец победить,  и выиграть.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – главная и отличительная особенность дидактических игр.

А потому в нашей публикации мы хотим предложить картотеку дидактических игр, способствующих развитию всех сторон дошкольника, как личности.

Каждый раз, когда мы начинаем с ребятами играть в словесную или настольно-печатную игру, мы стараемся не только научить детей рассказыванию, описанию объектов, выделению свойств  качеств (форма, цвет, величина и пр.

), но и думаем о том, чтобы дети узнали что-то новое и интересное. А ребятишки, как будто только этого и ждут, чтобы самим увидеть, рассказать, попробовать сделать всё самим.

А если это удаётся, то они себя чувствуют умными и успешными, гениями.

Хочется сказать слова благодарности родителям, которые поддерживают у своих деток огонёк интереса и любознательности, подбадривают и подсказывают им на каждом шагу.

Картотека дидактических игр

 «Кто живёт на лугу»

Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.

Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.

Ход игры:

Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом  и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых

«Назови время года»

Цель и задачи:

Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями,  следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал:

Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета(красного, оранжевого, зелёного), белые снежинки.                                           

Ход игры:                                                                          1.вариант игры

Воспитатель показывает детям  иллюстрации с  изображением времён года( Осень, зима, весна, лето ) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать  атрибут игры -листочек зелёного цвета. 

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок – время года. Листочки желтеют и опадают …(осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт …(зимой ) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку.

Читайте также:  Воспитание самостоятельности у ребенка

  На деревьях набухают почки и появляются листочки…(Весной). Использование атрибута .Зелёная травка, яркое солнце…(летом) использование атрибута.

В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года

«Отгадай загадки с грядки»

Цель.

Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук ).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей  понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.

Дидактический материал: корзина, овощи.

Ход игры.

На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана.(Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы?  Я…(Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

«Сложи радугу из полосок» 

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги  разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера

Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку».

«Найди  листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые  листики, бабочки.

Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек  по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

Дидактическая игра «Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета,  умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

«Собери бусы на нитку»

Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять  приемы обследования и накладывания.

• Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

• Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке.

Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную.

Далее воспитатель  предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц.

Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет.

Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.                               

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить,  какие деревья они видят,  какого они цвета и  какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же  цвета как дерево.

 «Волшебные прищепки»

Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

«Мы в гостях у Маши и Саши»

Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру – чайный набор.

Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.

Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол  разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.

«Волшебный мешочек»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик,   карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).

Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.  

«Разноцветные полоски – дорожки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.

  Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)

Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная), какая самая короткая (синяя), длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую,  короткую и широкую».

«Волшебные шарики»

 Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик, содержащий внутри  различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.

Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Источники:

Разгонова Е.В. “ФГОС ДО об игровой деятельности”

Фотографии из архива педагогов

«Свидетельство о публикации в СМИ”  Серия А  № 0004919 – 21

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: – Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11221.html

Дидактические игры для детей 4 лет

Картотека (средняя группа) на тему:
Дидактические игры для детей 4 – 5 лет

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей 4 – 5 лет

  1. «Сложенные платочки» Цель: развивать у детей мелкую моторику, координацию движений. Описание: Размечаем с помощью фломастера линии, по которым ребёнку нужно будет складывать платочки (квадратные кусочки ткани); предлагаем детям складывать по линиям. Можно дать пустой платочек и предложить самостоятельно сложить его, по собственному желанию.
  2. «Жили – были» Цель: развивать речь, мышление. Описание: (можно играть индивидуально с ребёнком или с группой детей) В процессе игры участники задают вопросы, ответом на которые будет событие, которое произойдёт с тем или иным предметом спустя какое – то время, или характеристика его основного качества. Н – р, на вопрос: «Жил – был петушок, что с ним стало потом?»…
  3. «Что бывает?» Цель: развивать речь, мышление; активизировать предметные представления. Описание: играя с детьми в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что даёт возможность закрепить знания о форме, цвете, размере и др. св-вах предметов. Н – р: Что бывает красным? (клубника, сигнал светофора, дом, помидор…); Что бывает длинным? (змея, улица, дорога…)
  4. «Незаконченные строчки» Цель: развивать речь, мышление, внимание. Описание: дети по очереди заканчивают предложение, которое начинает говорить взрослый. Предложения могут быть самыми разными, н –р, «Весной на деревьях появляются листочки, потому что…», «Летом можно…», «Овощи и фрукты …»
  5. «Загадки» Цель: Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление. Описание: В эту игру лучше играть с группой детей. Каждому из участников раздаётся по карточке с картинкой таким образом, чтобы никто из остальных игроков не увидел изображение. Дети смотрят на свои картинки, запоминают, что изображение и придумывают, что можно сказать по данный предмет, животное… По очереди участники описывают остальным, что на них представлено. Дети в процессе описания своего изображения должны употреблять в речи обобщающие понятия. Н – р, овощ, продолговатой формы, зелёный, с пупырышками, внутри семечки.
  6. «Чья? Чей? Чьё? Чьи?» Цель: развивать речь, научить правильному употреблению притяжательных прилагательных. Описание: Задаём вопросы. Для наглядности можно показывать картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Н – р, Чья лапка у … (кошки) – кошачья, лисы? – лисья, мышки? – мышкина…
  7. «Какое слово длиннее?» Развивать речь, внимание. Описание: Называть детям по очереди пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача детей – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. Н – р, рыба – бегемот, суп – котлета, девочка – коса…
  8. «Ассоциации по темам» Цель: развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас. Описание: Все участники садятся в круг. Взрослый предлагаем какую – либо тему (н – р, осень, Новый год, детский сад, школа…) и кидает мяч игрокам. Дети должны по очереди называть первую ассоциацию, на предложенную тему.
  9. «Мешок с подарками» Цель: развивать внимание и зрительную память. Описание: Предметы из мешочка высыпаются на стол. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. Затем всё снова складывается в мешок, а водящий задаёт вопросы о деталях того, что они видели. Н – р, какого цвета был шарик, что было нарисовано на карточке…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей 4-5 лет.

Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Найди такую же.

Дидактическая игра для детей 4-5 лет Четвёртый лишний . Тема: Овощи и фрукты .

Интерактивная игра позволит ребенку закрепить название овощей и фруктов, а так же научиться их классифицировать по разным признакам.

Дидактическая игра для детей 4-5 лет «Когда это бывает?»

Д/и Когда это бывает? помогает детям среднего возраста систематизировать последовательность времен года.

Музыкально – дидактическая игра для детей 4-5 лет «Угадай, на чём играю».

Музыкально-дидактическая игра для развития у детей тембрового слуха. С помощью игры у детей закрепляются знания о детских музыкальных инструментах и навыки игры на них.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей 4-5 лет

Цель музыкально-дидактических игр состоит в том, чтобы развивать у детей музыкальный, ритмический слух, воображение, музыкальную память, представление у детей об изобразительных возможностях музы.

Дидактическая игра для детей 4-5 лет

Презентация дидактической игры для детей 4-5 лет Найди такую же.

Читайте также:  День семьи для старшей группы в детском саду

Учить детей сравнивать предметы.

Дидактические игры для детей первой младшей группы

Дидактические игры для детей 2-4 лет

Источник: http://orebenkah.ru/igry-dlja-detej/didakticheskie-igry-dlja-detej-4-let.html

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 4-5 лет

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.

Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? – Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? – Темнеет, тает. Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

 Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

 Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

 Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

 Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

 Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

 Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

 Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Источник: https://gruppa1-lytmdou19.edumsko.ru/folders/post/1113799

Ссылка на основную публикацию